В Салацгривском порту восьмерых работников контролируют десять членов правления

Президент Латвии Эдгарс Ринкевичс предлагает изменить управление малыми портами в стране — оно, по его мнению, слишком раздуто
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 25 ноя — Sputnik. Два года назад Государственный контроль опубликовал критическое заключение по итогам проверки семи малых портов Латвии. Аудиторы обнаружили ошибки почти во всех сферах портовой деятельности. Критике также подверглись непропорционально большие правления небольших портов. С той поры прошло почти два с половиной года, но раздутые правления никуда не исчезли. Зато сейчас, после недавнего визита президента Эдгарса Ринкевичса в один из малых портов, политики в Риге внезапно зашевелились.
В Латвии три крупных порта – в Риге, Вентспилсе и Лиепае – в основном обрабатывают транзитные грузы. Их причалы пригодны для приема танкеров и железнодорожных составов. Семь небольших портов – в Салацгриве, Скулте, Юрмале, Энгуре, Мерсрагсе, Рое и Павилосте – специализируются на обслуживании региональных грузоперевозок, там работают местные рыболовные компании и могут пришвартоваться яхты.
Малые порты совокупно обеспечивают лишь несколько процентов переваливаемых в Латвии грузов, но их работа очень важна для местных самоуправлений. Но маленькими портами управляют не такие уж и маленькие правления.
Закон о портах предусматривает, что правление малого порта создается советом местного муниципалитета в составе не более 10 членов. Председатель правления должен назначаться из числа муниципальных служащих, в правлении должны работать по одному чиновнику из министерства умного управления и регионального развития, Минэкономики, Минземледелия и Минсообщения, а также члены местного самоуправления и представители компаний, работающих в порту, в равных пропорциях. Только в Рое правление состоит из шести человек. В остальных портах в правлении работает восемь, девять или даже десять человек.
Транзит
Логинов: латвийские порты ждет медленная голодная смерть
В Скултском порту работает всего несколько человек, но их работой руководят девять членов правления. Четверо назначены министерствами, и в заседаниях чаще всего участвуют удаленно, и порт посещают лишь изредка.
За участие в собрании правления все его члены получают минимальную зарплату. Работа правления обходится в 100 000 евро в год, включая налоги. Значит, чиновники министерства получают около 700 евро за удаленное участие в собрании длительностью в один или два часа. Закон предусматривает, что собрания должны созываться не реже одного раза в три месяца. В Скултском порту собрания правления проводятся почти ежемесячно.
Точно такая же ситуация и в Салацгриве – в правлении заседают 10 человек. Управляющий и председатель правления порта уже много лет указывали нескольким министрам сообщения на такую нерациональную трату денег, но рижские политики это положение дел не меняли, хотя каждое заседание правления обходится в весьма большую сумму, поэтому вопросы для рассмотрения накапливаются, чтобы их можно было обсудить на одном заседании.
Иво Истенайс, управляющий Салацгривским портом, признает: чтобы решить вопрос, который принесет порту несколько сотен евро, нужно потратить 7 тысяч евро на зарплаты правления. Такой ситуации постоянно удивляются эстонские предприниматели, которые работают в Салацгриве.
Всего из министерств в состав правлений малых портов назначено 17 сотрудников различных уровней. Зарплата члена правления начисляется, если в предыдущем году порт перевалил не менее 200 тысяч тонн.
Например, чиновники Минэкономики работают в двух и даже трех небольших портах одновременно, но зарплату получают только в Салацгриве, Скулте и Энгуре. В этом году зарплата составляет 700 евро, но с января она вырастет до 740 евро. Самые маленькие порты, такие как Роя или Юрмала, зарплату членам правления не платят.
Ранее президент Эдгарс Ринкевичс обратил внимание на абсурдность гигантских правлений в маленьких портах. На его взгляд, с этим надо срочно что-то делать.
Теперь в Риге ажиотаж. В конце лета Минсообщения уже представил правительству доклад о том, как улучшить портовую реформу. Малые порты там даже не упоминались. Теперь министерство обещает документ исправить.