Страна без героев: почему власти не сносят памятник Латышским красным стрелкам

Как объясняет современная латышская власть сохранение памятника Латышским красным стрелкам на фоне тотальной борьбы уже не только с советским, но и с российским наследием?
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 25 ноя — Sputnik, Игорь Гусев. Засучив рукава, с неутихающим энтузиазмом Латвия борется со своим историческим прошлым. Сносятся неугодные монументы, прославляющие СССР, переименовываются "неправильные" названия улиц, вносятся коррективы в народную память. Однако удивительным и странным кажется то обстоятельство, что в череде таких "опасных врагов", как А. С. Пушкин и М. Б. Барклай-де-Толли, национал-радикалы до сих пор не поставили вопрос об уничтожении красующегося в самом центре Риги памятника военнослужащим русской армии?
В "страшные годы коммунистического режима", в далеком уже 1971 году на свободном от застройки пространстве Старого города был открыт музей-памятник Латышским красным стрелкам. Вообще-то собирались его открыть еще в 1970-м, в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Но случился пожар, и от воды, которой заливали пламя, треснул гранит мемориала. Так что пришлось заказывать новый камень. Мемориальный ансамбль создавался целым творческим коллективом (архитекторы Д. Дриба, Г. Лусис-Гринбергс и скульптор В. Албергс). В 1972 году авторы удостоились звания лауреатов Государственной премии СССР.
В основании памятника имелась соответствующая надпись о том, что установлен он латышским красным стрелкам, которыми сами латыши чрезвычайно в то время гордились. Однако после обретения Латвией независимости произошла радикальная переоценка ценностей, и в 2000 году плиту с надписью скорректировали в соответствии с требованиями времени, убрав упоминание о красном цвете. Отныне памятник означен был как установленный "Латышским стрелкам. 1915–1920".
Следующим шагом планировалось стесать с фуражек звезды, а с груди одного из гранитных стрелков – орден Боевого Красного Знамени. Но этот деловой проект так и не был осуществлен, как говорили – по причине отсутствия финансирования. Сразу вспоминается ныне покойный сатирик М. Задорнов, который язвительно советовал изначально устанавливать памятники с отвинчивающимися головами, чтобы в случае изменений в политической конъюнктуре с наименьшими затратами привести статую в соответствие с новыми веяниями. В здании бывшего музея Латышских красных стрелков разместили Музей оккупации Латвии, где неустанно вещали об ужасных krievu laiki – "русских временах", как называют в теперешней Латвии советскую эпоху.
Но получилось в целом, как в старом анекдоте о пропавших ложках, которые нашлись, но "осадочек остался". Некая неоднозначность до сих пор витает над гранитными головами представительного монумента, что высится неподалеку от здания, где размещается Рижская дума.
Война памятников: латышские стрелки против русской пушки
Латышские стрелки – это как раз и есть одна из неудобных исторических тем, требующая от латышских национал-радикалов склизкой изворотливости болотного гада, способного ускользнуть из самых цепких пальцев.
Как известно, именно в Латвии до наших дней сохранилось наибольшее число захоронений военнослужащих российской армии, павших в годы Первой мировой войны. Но самое масштабное и почитаемое – это главный военный мемориал страны, Братское кладбище в Риге, куда неизменно приезжают первые лица государства для возложения траурных венков в дни памятных мероприятий. Основу этого мемориала составляют многочисленные могилы латышских стрелков. Но как-то затушевывается то обстоятельство, что являлись они воинами Российской императорской армии и сражались под двуглавыми русскими орлами, получая за мужество награды с ныне крамольной и демонизируемой в Прибалтике георгиевской ленточкой.
Когда в 1915 году в российской армии началось формирование добровольческих латышских подразделений, очень многие из патриотических соображений стремились туда попасть, и было это массовым явлением. Неоспоримый факт истории, совершенно несовместимый с оголтелой антирусской пропагандой, годами проводившейся еще задолго до "крымской весны" 2014 года. Как результат, мы наблюдаем полное раздвоение сознания у многих молодые латышей, которые на военно-исторических мероприятиях уже привычно дружески рукоплещут солдатам в немецких касках и вдруг испытывают настоящий психологический удар, узрев людей в российской военной форме и неожиданно для себя осознав, что это и есть "наши латыши", герои Первой мировой. Тут с хрустом ломаются все каноны и стереотипы, навязываемые официальной пропагандой.
В 1917 году большинство латышских военнослужащих приняли революцию, став теми самыми легендарными красными латышскими стрелками. Бывший полковник, латыш Иоаким Вациетис, некоторое время даже являлся главнокомандующим Вооруженными силами советской России…
И вот уже долгие годы, начиная со времен перестройки, в латышском общественном сознании идет внутренняя борьба с трудно совместимыми явлениями: "коммунистический режим – злейший враг латышского народа", и в то же самое время "героические латышские стрелки, которые самоотверженно помогали Ленину устанавливать советскую власть". Неувязочка получается…
Так родилось до предела лукавое, ничем не доказуемое и чрезвычайно корявое разъяснение-оправдание. Оказывается, латышские красные стрелки "сражались за свободу и независимость Латвии", поскольку, дескать, эту самую независимость В. И. Ленин обещал латышам предоставить за их помощь и участие в Гражданской войне. Интересный поворот, не правда ли? И что за беда, если этот незатейливый псевдопатриотический бред никак не подтверждается ни архивными документами, ни самим ходом исторических событий, когда видные деятели латышских большевиков неизменно отстаивали тезис о "свободной Латвии в составе свободной России". Думаете, что этими соображениями мы кого-то убедим? Никого мы не убедим. Если факты противоречат политическим интересам "независимой Латвии", тем хуже для этих самых фактов.
Сегодня, за исключением немногих благоразумных людей старшего поколения, патриоты от мала до велика единодушно и рьяно утверждают, что хотя и сражались латыши под красными знаменами, но все равно, сражались они "за свободу Латвии", потому что Ленин им "ее обещал". Или же на выбор предлагается другой альтернативный вариант, что оказались они наивными "жертвами коммунистической пропаганды", и у них, грубо говоря, наступило что-то вроде временного помрачения сознания, раз тысячи отчаянных латышских бойцов готовы были самоотверженно и героически сражаться за идеалы коммунизма.
Трудности перевода и латышские стрелки: кому что и где мешает
В любом случае памятник Латышским красным стрелкам частично переформатировали (убрав Sarkanās), и ему теперь ничто не грозит. По крайней мере – пока. В любом случае это экономично, дешево и сердито, подобно тому, как в ходе ретивой декоммунизации "отребрендили" памятник Ленину в одном украинском городке. Перекрасив в бойкие цвета и долепив характерные детали, превратили Владимира Ильича, в "справжнього українського козака". Поверьте, что выглядело это весьма впечатляюще.
Сегодня Латвия погрязла во множестве больших и малых проблем политического и экономического порядка, решить которые ныне правящая элита просто не в состоянии. Но переключить внимание патриотично настроенного электората на борьбу с историческим и культурным наследием былых "оккупантов" легко и приятно. Как известно, ломать – не строить. И много думать не надо, поскольку это быстро утомляет. Одна из весомых трагедий латышских национал-патриотов состоит в том, что за какую из значимых личностей латышского происхождения ни возьмись, непременно окажется, что персона эта связана с российским либо советским прошлым.
Прежде всего, это касается воинов-героев. Самые яркие, самые харизматичные герои-латыши прославили себя, сражаясь либо в составе российской императорской армии (Фридрих Бриедис, Карлис Гопперс), либо в рядах советских бойцов (Имант Судмалис, Вилис Самсонс, Отомар Ошкалнс и др.). Прославлять же громогласно "героев" из легиона SS за пределами Латвии, даже в наше время, как-то, простите, неудобно. Пока неудобно…
Вот и получается, что при всех исторических перипетиях памятник Латышским (бывшим Красным) стрелкам до последней возможности будет сохраняться как одна из немногих героических опор в укреплении национального самосознания в Латвии, которая мало что оставила себе для идейного единения, кроме оголтелой ненависти к своему восточному соседу.