РИГА, 25 ноя — Sputnik. Министерство обороны, МИД, Минкультуры, министерство умного управления и регионального развития представили возражения против сценария реализации первого этапа железнодорожного проекта Rail Baltica, предложенного Минсообщения.
По мнению Минобороны, информационный отчет Минсообщения не отражает соблюдения минимальных требований к военной мобильности Rail Baltica – возможности разгрузки и погрузки военных грузов в Латвии.
Ведомство уже проинформировало Минсообщения: если строительство Саласпилсского интермодального логистического центра не будет реализовано к 2030 году на таком уровне, чтобы инфраструктура была способна принимать и переваливать военные грузы, то к 2030 году необходимо построить инфраструктуру на обоих берегах Даугавы – пункты обслуживания инфраструктуры в Иецаве и Скулте для приема и перевалки военных грузов, которые должны быть сопоставимы по мощности с пунктом обслуживания военных грузов в Гаркалне.
В Минобороны подчеркивают, что в информационном отчете не предусмотрен определенный ведомством приоритет – строительство Саласпилсского интермодального логистического центра к 2030 году. Соответственно, не оговорено, будут ли центры обслуживания инфраструктуры в Иецаве и Скулте построены в соответствии с требованиями военной мобильности – с возможностью погрузки и разгрузки военных грузов.
По этой причине Минобороны просит текст доклада, где упоминаются пункты обслуживания инфраструктуры, дополнить оговоркой о том, что "на указанных объектах будут построены соответствующие пандусы для приема и перевалки военных грузов, сопоставимые по мощности с Гаркалненским пунктом обслуживания военных грузов".
Представители Минкультуры, в свою очередь, указали, что реализация предложений по строительству регулируется также требованиями закона "Об охране памятников культуры" и постановлениями кабинета министров об инвентаризации, охране, использовании и реставрации памятников культуры.
Министерство культуры подчеркнуло, что в 2018 году по поручению ООО Eiropas dzelzceļa līnijas проведена идентификация культурного и исторического наследия по маршруту планируемой железнодорожной линии. Полученная в ходе обследования информация о культурно-исторических ценностях и рекомендации геодезистов по проведению строительных работ обобщены в итоговом отчете "Изучение и обследование культурно-исторического наследия на участке Rail Baltica в Латвии", который был передан заказчикам.
В прошлом году в связи с изменениями железнодорожной линии Rail Baltica, в результате которых трасса значительно приблизилась к археологическому памятнику государственного значения "Даугмальское городище с древним городом и древним кладбищем", на указанном участке маршрута проведена идентификация культурно-исторических ценностей. При этом обнаружен культурный слой, относящийся к периоду заселения городища, исследование которого следует планировать до строительства или во время работ, сообщили в Минкультуры.
По мнению ведомства, недопустимо, чтобы содержащиеся в отчете указания относительно снижения административной нагрузки и необходимого финансирования распространялись на изучение и выявление культурно-исторических ценностей, что противоречило бы законодательству, включая международные конвенции в области охраны культурного наследия.
Таким образом, при планировании работ необходимо учесть сведения о культурно-исторических ценностях, полученные в ходе исследования, и рекомендации по ходу строительных работ должны быть доведены до проектировщиков и строителей. Также их необходимо включить в соответствующие разделы проекта строительства – в пояснения, проект организации работ и графическую часть, отметили в Минкульте.
Соответственно, Управление национального культурного наследия просит дополнить отчет разделом, касающимся сохранения культурного наследия, с учетом фактов, указанных в возражении.
Представители министерства умного управления и регионального развития выступают против указанной в протокольном решении задачи совместно с Минсообщения разработать стратегию развития региональных станций и узлов мобильности. Минсообщения, согласно положениям ведомства, осуществляет управление проектом Rail Baltica и общий надзор за проектом с целью обеспечения создания национальной инфраструктуры железных дорог общего пользования Rail Baltica и реализации проекта.
С другой стороны, согласно регламенту министерства умного управления, у ведомства нет компетенций и назначенных функций в вопросах мобильности и разработки связанных с ней стратегий, подчеркивают его представители.
Представители МИД попросили разъяснить одно предложение в докладе, касающееся информации о следующем многолетнем финансовом бюджете Евросоюза, чтобы обеспечить согласованность с позицией по проекту многолетнего бюджета ЕС после 2027 года.
В то же время Минэкономики, министерство климата и энергетики, Минюст, Латвийское общество железнодорожников согласовали отчет с предложениями, а МВД, Минздрав, Минземледелия, а также Минобразования согласились с докладом без возражений. Министерство благосостояния отказалось выдать свое заключение.