У Латвии нет денег, чтобы построить Rail Baltica, но еще нужно содержать инфраструктуру

На содержание трансграничного соединения протяженностью 212 км требуется около 70 миллионов евро в год - данные в ценах текущего года
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 22 ноя — Sputnik. Когда речь заходит о грандиозном проекте железнодорожной инфраструктуры Rail Baltica, чаще звучат высказывания о том, что финансовых ресурсов на строительство дороги не хватает, реже – о возможных суммах, необходимых на содержание этой линии. Но часто упускают из вида, что содержание инфраструктуры будет стоить бюджету Латвии и других стран Балтии тоже немало.
На данный момент существуют оценки, во сколько в среднем в год обойдется содержание и обновление одного километра высокоскоростной железнодорожной линии. Также известно, что на содержание инфраструктуры до начала ее эксплуатации, пока проект не начнет приносить прибыль, потребуется финансирование из госбюджета.
Осенью этого года в отчете Минсообщения "О сценарии реализации проекта Rail Baltica на территории Латвии", который правительство еще только будет "потрошить", подчеркивается, что ремонтные работы и затраты следует рассматривать в два этапа – до создания функционирующего трансграничного соединения в 2025–2030 годах и после.
С 2025 по 2030 год содержание потребуется для обоих вокзалов – в аэропорту и в Риге – и на участке главного пути от аэропорта до Иманты (4,5 км). Также следует считаться с тем, что придется содержать автодороги. Среди которых есть как муниципальные, так и технические дороги.
Поезда по Rail Baltica могут начать ходить только через 10 лет после закупки
Расходы же после 2031 года будут зависеть от объема построенной инфраструктуры.
В информационном отчете черным по белому написано, что стоимость содержания и обновления высокоскоростных железнодорожных линий составляет в среднем 330 тысяч евро за 1 километр в год.
Значит, на содержание трансграничного соединения протяженностью 212 км требуется около 70 миллионов евро в год. Данные основаны на анализе доходов и расходов, составленном в этом году.

Как обслуживать инфраструктуру?

В Минсообщения и компании Eiropas Dzelzceļa līnijas (EDzL), осуществляющей проект, пояснили, что в настоящее время разрабатывается стратегия обслуживания Rail Baltica. В этой работе задействованы центральный координатор проекта – АО RB Rail, а также три компании стран Балтии, которые отвечают за управление инфраструктурой в каждой из стран.
В министерстве заявили, что совместная организация отдельных функций даст дополнительную экономию, но это еще необходимо согласовать с соседними странами. Совместно выполняемые функции позволили бы снизить потребность каждой страны в первоначальных инвестициях (например, в специализированное оборудование и подвижной состав), а также получить экономию с учетом необходимого объема. Согласно текущему плану, стратегию обслуживания Rail Baltica планируется разработать и согласовать в течение 2025 года.

Из собственных средств

Финансирование по линии Connecting Europe Facility (CIF) не предусматривает софинансирование управления инфраструктурой, включая затраты на ее содержание. На эти цели до начала эксплуатации потребуется финансирование из госбюджета.
С начала работы Rail Baltica управляющий ее инфраструктурой будет покрывать ее содержание из доходов, полученных из доходов за пользование этой инфраструктурой. Учитывая, что этих денег может оказаться недостаточно, особенно в первые годы, ожидается, что в соответствии с положением об обеспечении финансового баланса потребуется финансирование из госбюджета.
В отчете Минсообщения говорится: возможность максимально сократить необходимые государственные субсидии на содержание будущей инфраструктуры будет напрямую зависеть от коммерциализации инфраструктуры Rail Baltica, включая доходы от пассажирских и грузовых перевозок, синергии железнодорожных коридоров и управления станциями. "В этом контексте также необходимо как можно скорее обеспечить соединение путей европейской колеи Rail Baltica хотя бы с одной из двух международных станций Рижской агломерации, а также найти решения по созданию и интеграции в систему Rail Baltica объектов логистики грузов", – говорится в отчете.