Поезда по Rail Baltica могут начать ходить только через 10 лет после закупки

На совместном открытом заседании специальной антикоррупционной комиссии и специальной комиссии по контролю за госбюджетом был рассмотрен вопрос финансирования проекта Rail Baltica и связанных с ним обязательств Эстонии
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 18 ноя — Sputnik. На открытом заседании специальной комиссии Рийгикогу по борьбе с коррупцией 18 ноября ее председатель Анастасия Коваленко-Кылварт предложила создать единую межпарламентскую комиссию стран Балтии по надзору за проектом Rail Baltica.
"Rail Baltica - крупнейший инфраструктурный объект века для стран Балтии, однако с его реализацией возникли серьезные проблемы, которые имеют государственное значение для Эстонии, Латвии и Литвы, - сказала Коваленко-Кылварт. - Несмотря на то, что речь идет о столь масштабном проекте, отсутствует координация на должном уровне между тремя государствами. Мы строим железнодорожную магистраль, которая должна объединить Балтийские страны, однако каждая страна работает по своему усмотрению и не согласовывает свои действия в достаточной степени с другими странами. В результате каждый этап проекта реализуется в своем темпе, и нет единого понимания сроков его завершения, не говоря уже о том, что это может оказать влияние на качество и безопасность проекта, поскольку у каждой страны свои приоритеты".
По словам Коваленко-Кылварт, у трех государств отсутствует понимание, какова будет суммарная стоимость проекта. "Строительство Rail Baltica подорожало в разы, однако нет уверенности, что удастся найти необходимое финансирование. Некоторые решения должны были быть приняты уже давно. Понятно, что проблемы с финансированием повлияют на реализацию проекта", - отметила депутат.

"Скорее всего, поезда по магистрали Rail Baltica не будут запущены к 2031 году. Госконтроль указал, что с момента анализа покупки поездов до их готовности к эксплуатации может пройти до 10 лет. Министр экономики же заявил, что этим вопросом начнут заниматься только в следующем году. Совершенно очевидно, что мы не укладываемся в сроки", - добавила она.

Коваленко-Кылварт подчеркнула, что в спешке было сделано много непродуманных сокращений бюджета проекта. "Виадуков будет построено на десять меньше. Это повлияет на качество жизни людей, проживающих рядом с железной дорогой, а также на мобильность всего региона. Также есть опасения, что сокращения могут сказаться на безопасности проекта, - сказала Коваленко-Кылварт. - Мы однозначно хотим увидеть дополнительные анализы рисков, связанных с изменениями из-за сокращения финансирования Rail Baltica".
Советник премьера: Латвии придется занять миллиард евро на Rail Baltica
Напомним, согласно данным новейшего анализа, общие затраты по проекту в странах Балтии могут составить 23,8 млрд евро, тогда как в 2017 году они оценивались в 5,8 млрд евро. До 2030 года весь проект Rail Baltica не будет реализован ни в одной из стран Балтии. Минсообщения Латвии и железнодорожная отрасль предлагают осуществлять проект поэтапно, в первую очередь руководствуясь объемом софинансирования, одобренного Еврокомиссией.
В Латвии Генеральная прокуратура 3 июня начала проверку действий должностных лиц, ответственных за реализацию проекта Rail Baltica, которые без согласования взяли обязательства перед государственным бюджетом, заключая договоры о строительных работах в рамках проекта.
Минсообщения Латвии на фоне значительной нехватки финансирования предложило новую схему реализации проекта, а также предоставило новые расчеты стоимости с учетом изменения ряда технических моментов.