Советник премьера: Латвии придется занять миллиард евро на Rail Baltica

Евросоюз обязался финансировать только основную линию железной дороги Rail Baltica, которая не проходит через Ригу, поэтому доля софинансирования со стороны Латвии, если она хочет добавить "петлю" на столицу, вырастет
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 15 ноя — Sputnik. Учитывая, что выделенное и еще потенциально доступное финансирование Евросоюза на проект Rail Baltica, скорее всего, не покроет все расходы на строительство на первом этапе реализации проекта в Латвии, рассматривается возможность взять кредит. Об этом сообщил советник премьер-министра Эвики Силини по вопросам фондов ЕС Интс Далдерис.
"Я думаю, что мы не можем взять в долг больше 1 миллиарда", - сказал Далдерис, когда его попросили уточнить, сколько придется взять в долг на первый этап Rail Baltica.
Дискуссии об использовании гарантированного государством кредита для дальнейшего финансирования строительства Rail Baltica велись еще 24 сентября на тематическом комитете по реализации проекта, где обсуждалась стратегия его финансирования.
Сколько на Rail Baltica нужно денег, Минсообщения подсчитало, а будет ли выгода - не знает
По оценкам Минсообщения, на данный момент для реализации первого этапа не хватает около 4 миллиардов евро. Это подтвердил министр сообщения Каспарс Бришкенс: "Это от трех до четырех миллиардов – в зависимости от конкретного сценария".
Выделенное ЕС финансирование вместе с национальным софинансированием составляет чуть более 1,4 миллиарда евро. Министерство сообщения предложило перераспределить еще почти 340 миллионов евро из средств других фондов ЕС. Однако уже сейчас ясно, что денег, доступных в 2026-2028 годах, вряд ли хватит для продолжения строительства.
"У нас уже есть 1,4 миллиарда, возможно, столько же, то есть в общей сложности 2,8 - это фонд Connecting Europe Facility. Плюс у нас есть полмиллиарда, которые мы сейчас перераспределяем из европейских фондов. Оставшийся один миллиард или около того - это то, что нам нужно будет получить либо через один, либо через другой вариант заимствования", - признал Далдерис.
По его оценкам, имеющихся на данный момент денег может хватить на строительство железнодорожной линии примерно до Мисы, но в следующем периоде планирования фондов ЕС Латвия может хотя бы теоретически надеяться на финансирование этапа железной дороги до Вангажи. В свою очередь, кредит может быть использован для финансирования строительных работ от Вангажи до границы с Эстонией.
На вопрос, означает ли это, что Rail Baltica на первом этапе обойдется латвийским налогоплательщикам на миллиард евро больше, чем было заявлено ранее, когда политики заверяли, что 85% расходов покроет ЕС, Далдерис ответил: "Мы должны осознавать, что нам нужно вложить свою долю в этот проект, мы не можем надеяться, что все налогоплательщики ЕС будут ее платить за нас".
Предложенный Минсообщения сценарий проекта Rail Baltica может быть рассмотрен правительством на следующей неделе.