РИГА, 31 окт — Sputnik. По данным Центрального статистического управления, ВВП Латвии за девять месяцев этого года снизился на 0,7%, согласно сезонно и календарно не скорректированным данным, по сравнению с соответствующим периодом 2023 года. В третьем квартале этого года по сравнению с прошлым годом, согласно сезонно и календарно не скорректированным данным оценки, ВВП Латвии сократился на 2,4%.
Рост доходов, низкая инфляция, понижение процентных ставок, а также более конкретные планы по увеличению минимальной зарплаты в ближайшие годы постепенно улучшили настроение участников народного хозяйства, включая домохозяйства и розничную торговлю, но потребители, вероятно, более склонны восстановить или увеличить уровень сбережений, комментирует данные по ВВП Дайна Паула, экономист Банка Латвии.
Некоторые индикаторы наводят на мысль о небольшом оживлении экономики в третьем квартале – результаты опросов настроения, а также данные некоторых отраслей, например розничной торговли и промышленности, за июль – август. Однако движущей силой отрасли было производство электроэнергии, которое поддерживалось благоприятными ценами на газ, что позволило производить больше энергии на когенерационных станциях. На взгляд экономиста, эффект такого фактора не может быть постоянным.
Кроме того, положительная динамика розничных продаж в июле – августе была недолгой, энтузиазм оказался неустойчивым – в сентябре начался спад. Паула пояснила, что в третьем квартале на показатели оборота розничных продаж сильнее всего повлияли продажи в продуктовых магазинах и торговля топливом.
Платежи в другие страны растут быстрее, чем внутри страны, и эта сохраняющаяся тенденция свидетельствует об изменении привычек и заставляет задуматься о необходимости структурных корректировок бизнес-модели при развитии отрасли, уверена Паула.
Экономист отметила, что в условиях неопределенности потребители считают нужным увеличивать сбережения, и активность частных инвестиций низкая. Динамика капитальных расходов правительства за девять месяцев года, в свою очередь, показывает путь, весьма далекий от ранее поставленных целей, – реализация крупных проектов идет вяло.
Экономист Банка Латвии считает, что зимой внешний рынок из "спячки", скорее всего, не выйдет – проблемы конкурентоспособности, как структурные, так и в виде затрат на рабочую силу, актуальны не только для Латвии, но и для еврозоны. Также ожидания дальнейшего развития геополитических событий и результатов президентских выборов в США заставляют участников экономики "затаить дыхание" перед следующим шагом – новым инвестиционным или потребительским решением.
Данные по инфляции за октябрь покажут: усилит ЕС поддержку экономики
Результаты трех кварталов текущего года показывают, что экономика Латвии снизилась на 0,7%, и, по прогнозам, год завершится спадом на 0,4%. Экономист SEB Banka Дайнис Гашпуйтис отметил, что эти данные свидетельствует, что ожидавшееся восстановление во второй половине года задерживается. Это связано со все еще слабой внешней конъюнктурой, под влиянием которой продолжается спад экспорта и обрабатывающей промышленности.
Экономист добавил, что октябрьский индекс PMI еврозоны подтверждает слабый рост еврозоны, а октябрьские данные по инфляции определят, снизит ли Европейский центральный банк процентную ставку не на 25, а на 50 пунктов в декабре, чтобы усилить поддержку экономики.
Росту будет препятствовать геополитическая напряженность в мире
Также Гашпуйтис отметил, что сложности с освоением средств из еврофондов связаны с низкой активностью в строительстве, а внутреннее потребление восстанавливается крайне медленно.
В следующем году укрепление покупательной способности также будет способствовать росту внутреннего потребления, прогнозирует Гашпуйтис. Кроме того, снижение процентных ставок будет способствовать росту потребления, оживлению рынка недвижимости и строительства в еврозоне, хотя росту экономики будет препятствовать неопределенность, поддерживаемая геополитической напряженностью в мире", – подчеркнул Гашпуйтис.
Данные по ВВП отличаются от ожиданий
Петерис Страутиньш, экономист Luminor Bank, указал, что последние данные по ВВП очень неприятно отличаются от ожиданий.
Резко неблагоприятные изменения годовой динамики – вплоть до снижения на 2,4% в третьем квартале в отличие от более умеренного снижения на 0,5% во втором квартале – в свою очередь, связаны с базовым эффектом, известным с периода пандемии и пост-пандемии, "характер которого стал очень темпераментным", объясняет Страутиньш.
Экономист напомнил, что третий квартал прошлого года приятно выделился на общем фоне – ВВП вырос на 0,8% по сравнению с предыдущим периодом и на 3,6% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Поэтому, на взгляд Страутиньша, нынешний кризис – это зеркальное отражение прошлогоднего прыжка.
Для роста экономики необходимы инвестиции
Экономист выразил уверенность в том, что изменения в экономике сейчас полностью устраивают большую часть общества. Реальная зарплата растет, зарегистрированная безработица ниже, чем год назад. "Никто не встречал ВВП на улице, его не съешь, дом им не обогреешь. Было бы бессмысленно, можно даже сказать, мазохистски судить о десятых долях процентного изменения ВВП, рассчитанного ЦСУ. Даже статистики указывают, что эти расчеты связаны с большой неопределенностью", – сказал Страутиньш.
Экономист пояснил, что текущая оценка – это не повод для пересмотра прогноза роста экономики Латвии на 0,5% в этом году. На его взгляд, экономика сейчас не развивается быстрыми темпами, но и глубокого кризиса нет. Кроме того, реальные доходы большей части общества не могут постоянно расти, если рост ВВП находится на уровне математической погрешности.
Для роста экономики нужны инвестиции, подчеркнул Страутиньш, отмечая, что за последние несколько месяцев было объявлено о двух очень значимых промышленных инвестиционных проектах в сфере биотехнологий (Fibenol в Валмиере и Asns Investment в Елгаве) на 700 млн евро и 150 млн евро соответственно, недавно также было анонсировано два проекта строительства жилых домов в Риге на общую сумму 200 млн евро. Страутиньш считает, что инвесторы с долгосрочной перспективой "видят сквозь турбулентность реальной жизни и туман данных, что рано или поздно экономика последует заданному ими направлению".
Мы живем в экономике-калейдоскопе
Ливу Зоргенфрейю, главного экономиста Swedbank в Латвии, последние месяцы не покидает ощущение, что мы живем в калейдоскопе экономики – каждый раз, когда она смотрит данные, "картина" экономики выглядит иначе. Аналитики еще не смогли "переварить" большой пересмотр сентябрьских данных, когда уже появились новые сюрпризы.
Ряд ранее опубликованных данных за третий квартал показал, что активность в некоторых секторах немного возросла, но последние данные по ВВП показывают обратное, признала Зоргенфрейя.
Ранее имеющиеся данные не указывали на то, что ситуация ухудшается, сказала экономист. Например, добавленная стоимость в энергетике, скорее всего, в третьем квартале значительно увеличилась, указала Зоргенфрейя и напомнила, что производство электроэнергии увеличилось как на когенерационных, так и на гидроэлектростанциях, а также – особенно быстро – на солнечных электростанциях. Солнечные батареи в третьем квартале произвели почти пятую часть всей электроэнергии, произведенной внутри страны, – это существенный вклад в общий энергобаланс.
Значительный спад наблюдался в строительстве
Данные за июль и август в обрабатывающей промышленности показывают, что в третьем квартале могло быть снижение, однако оно, вероятно, было менее выраженным, чем раньше, считает Зоргенфрейя. В оценке ВВП, проведенной ЦСУ, отмечено, что добавленная стоимость в обрабатывающем секторе снизилась на 4,1% в третьем квартале, что позволяет предположить, что значительный спад наблюдался в строительстве, данные по которому еще не опубликованы.
Данные по экспорту указывают на небольшое улучшение ситуации, считает Зоргенфрейя – в июле и августе этого года доходы от экспорта как товаров, так и услуг по сравнению с прошлым годом немного увеличились.
Также специалисты ЦСУ указали, что спад в сфере услуг составил 2,3% по сравнению с прошлым годом. Однако Зоргенфрейя отметила, что, например, в розничной торговле в третьем квартале наблюдался небольшой рост как в квартальном выражении (на 1% в сезонно скорректированных данных), так и в годовом исчислении (на 0,5% по нескорректированным данным).
Неприятные сюрпризы не кончаются
"Покупательная способность трудящихся, вероятно, этим летом уже полностью оправилась от шока высокой инфляции. Это отражается и на показателях потребительских настроений, которые уже превысили средний многолетний уровень и вошли в зону оптимизма. Эти положительные тенденции, пусть и медленно, но постепенно начинают отражаться на потреблении – как в уже упомянутых данных по розничным продажам, так и в наблюдаемом увеличении расходов по картам клиентов коммерческих банков", – пояснила экономист.
Она пришла к заключению, что спад в сфере услуг можно будет наблюдать и в других секторах. Одним из "подозреваемых" может стать госсектор, где в первом полугодии наблюдались быстрые темпы роста. Например, после сентябрьского аудита выяснилось, что добавленная стоимость в секторе здравоохранения в реальном выражении (без влияния роста цен) выросла на весьма неожиданные 32% в первом полугодии по сравнению с этим же периодом годом ранее. Экономисту неясно, что послужило причиной такого роста, но ясно, что нет никаких оснований для столь быстрого роста в дальнейшем.
В целом, Зоргенфрейя признала, данные за третий квартал оказались хуже ожиданий, и на этом неприятные сюрпризы не заканчиваются. Вместе с объявлением этих данных изменились и исторические данные по ВВП. Теперь выяснилось, что экономика медленно сокращается уже с конца прошлого года. Эксперт отметила, что технически о рецессии в экономике говорят в том случае, если два квартала подряд зафиксировано падение ВВП.
Год в условиях экономического спада
"Данные показывают, что мы уже год живем в условиях экономического спада, пусть и небольшого", – заключила Зоргенфрейя. За первые три квартала экономика сократилась в общей сложности на 0,7% по сравнению с прошлым годом, ясно, что добиться прогнозируемого Swedbank роста в 0,9% в 2024 году не удастся. Данные изменились, но трактовка состояния экономики кардинально не изменилась – стагнация продолжается.