РИГА, 23 окт — Sputnik. Служба госбезопасности начала уголовный процесс в отношении Сидорова и Николаевой 2 мая этого года по части первой статьи 85 Уголовного закона Латвии - сбор не подлежащих разглашению сведений с целью передачи их иностранному государству или иностранной организации лично или при посредничестве другого лица.
По версии следствия, они передавали РФ секретные сведения о других лицах, которые в Латвии подозреваются в шпионаже и находятся под арестом.
И Сидоров, и Николаева находятся под арестом.
Сидоров уже является обвиняемым по делу о шпионаже, суд по нему скоро должен завершиться. В рамках этого дела Сидорову предъявили обвинение в сборе информации для базирующегося в РФ канала "Антифашисты Прибалтики". Сам Сидоров признал, что общался с членом "Антифашистов" Викторией Матуле, но его сообщения никакой секретной информации не содержали.
"Я никогда не отрицал и не отказывался - да, переписывался, но никаких заданий или заказов не было. (...) Я не знал никаких государственных секретов и не передавал их. (...) Да, мои комментарии в "Телеграме" иногда были жесткими, я же просто повыпендриваться хотел перед девушкой, выглядеть покруче", - сказал Сидоров во время выступления с последним словом по этому делу в суде. Приговор ожидается 31 октября.
Светлану Николаеву задержали в мае после того, как она привезла Сидорову из России деньги на адвоката от его сестры. Она - мать Александра Дубяго, который вышел с флагом России к памятнику Освободителям Риги от немецко-фашистских захватчиков 10 мая 2022 года, был арестован и провел в тюрьме месяц и неделю. Ему инкриминировали ст. 74.1 Уголовного закона Латвии: "геноцид, преступления против человечности, мира и оправдание военных действий". Позже уголовное дело было закрыто за отсутствием состава преступления. Затем было начато административное производство, и Дубяго назначили штраф.
Сейчас Дубяго находится в России, где он учится в вузе.
У Светланы Николаевой есть серьезные проблемы со здоровьем, которые начались еще до ареста. В Ильгуциемской женской тюрьме они усугубились, поскольку ей не предоставляли своевременную медпомощь. Женщину ненадолго отправили в больницу только после визита в тюрьму делегации из бюро омбудсмена. Позже ее еще на короткое время отправляли в больницу, где сделали некоторые анализы, которые показали наличие серьезных патологических процессов, но Николаеву так и не госпитализировали.
Шпионаж карается лишением свободы сроком до 1 до 10 лет, с конфискацией имущества или без, и пробационным надзором сроком до 3 лет.