РИГА, 22 окт — Sputnik. Объем перевезенных по железной дороге грузов за три квартала 2019 года составлял 31,6 млн тонн, в 2020 году он упал до 17,4 млн тонн. В 2021 и 2022 годах падение объемов железнодорожных грузоперевозок можно назвать колебаниями, однако снижение за 9 месяцев 2023 и 2024 годов уже носило устойчивый характер – показатели упали до 8,6 млн тонн. Объем переваленных грузов в Вентспилсском порту за 9 месяцев 2020 года снизился с 16,6 до 9,6 млн тонн, а в этом году – до 5,6 млн тонн.
Все было нормально, но появился Кариньш
Самое главное: с 2020 года LDz уже не способна самостоятельно обслуживать пути, построенные с расчетом на такой объем перевозок, какой был показан в 2014 году. Тщательная проверка недавней истории LDz покажет, что даже в период своего расцвета предприятие получало крупную финансовую поддержку. Десять или даже больше латвийских правительств, независимо от их партийного состава, направляли на модернизацию LDz деньги, выделенные Евросоюзом. Это позволило LDz поддерживать конкурентоспособные тарифы в борьбе за российские грузы с Литвой, Польшей и другими странами, заинтересованными в обслуживании российского экспорта и западноевропейского импорта. Другими словами, компания LDz процветала, осыпанная деньгами ЕС, общую сумму которых можно округлить до миллиарда евро. Совпало желание стран – доноров ЕС сохранить мощные транспортные коридоры, по которым доставляются российские энергоресурсы и так далее, и заинтересованность Латвии в том, чтобы деньги, выделяемые и контролируемые Евросоюзом, LDz превратила в оборот экономической деятельности, из которого латвийское государство могло бы черпать деньги для использования по своему усмотрению.
Латвийское государство, правительство и правящий класс были заинтересованы не только в налоговых выплатах LDz, но и в возможности трудоустройства как бедняков в Латгалии, чтобы снизить там безработицу, так и членов правления и советов превратившейся в концерн LDz и ее "дочек". От этой идиллии отказалось первое правительство Кришьяниса Кариньша, пришедшее к власти в январе 2019 года. Правда, пока можно лишь рассуждать о том, было ли уничтожение транзитного бизнеса в целом и Вентспилсского порта и LDz в частности, выбором этого правительства или задачей, которую ему пришлось выполнить волей-неволей.
Наймите опять "башмачников"
"Балансовая стоимость LDz крайне завышена. К сожалению, сбываются предупреждения журналистов, высказанные во второй половине 2011 года, когда LDz объявила тендер на 30 миллионов евро на установку в Шкиротавском депо оборудования, которое заменит 26 человек, ставивших "башмаки" под колесами вагонов для регулирования скорости. Тогда журналисты указали: "Для LDz умнее было бы поинтересоваться, можно ли будет в момент настоящего экономического кризиса перевести новую систему в режим ручного переключения стрелок и "одевания башмаков". Сейчас экономический кризис в масштабе LDz наступил.
В начале марта 2016 года новое оборудование было введено в эксплуатацию и всех 26 "башмачников" уволили. Разумеется, в изначальную смету проект не уместился, для его реализации потребовалось 40,3 млн евро, из которых ЕС предоставил 24 млн; LDz – 9,5 млн, Латвия – 6,8 млн. За эти деньги немецкая компания Siemens установила оборудование, способное изменять вертикальное положение рельсов: для перемещения вагона рельсы опускаются в необходимом направлении, для остановки вагона рельсы приподнимаются. С учетом нынешнего объема грузооборота LDz, чтобы сохранить сколь-нибудь разумный уровень убытков, немецкие технические чудеса нужно сдать на металлолом и нанять шесть "башмачников" вместо 26.
Государство содержит госпредприятие
Пока непонятно, сможет ли LDz радикально изменить свою работу, чтобы в дальнейшем не терпеть огромные убытки, или же произведет лишь косметические изменения в обмен на государственные гранты. Сведения о минимальной господдержке, необходимой для содержания LDz, были обнародованы в контексте проекта госбюджета на 2025 год. В нынешней утонченной терминологии следует сказать, что "фискальное влияние LDz в 2025 году на баланс бюджета сектора государственного управления составит минус 28,412 млн евро. На 2026 год намечено минус 18,6 млн евро, на 2027 год – минус 28,8 млн, на 2028 год – минус 30,3 млн.
На самом деле содержание LDz государству обойдется гораздо дороже, поскольку расходы государства на содержание путей для нужд пассажирских поездов LDz считает доходами от своей хозяйственной деятельности. "Для описания нынешней ситуации важно отметить, что 10 лет назад грузовые перевозки в Латвии составляли около 70% всех железнодорожных перевозок, а сейчас около 77% всех перевозок составляют пассажирские перевозки", – пояснили представители LDz.
Пассажирские перевозки дали правительству повод выделить LDz очередную порцию денег Евросоюза на строительство пассажирских перронов. Значит, в распоряжение LDz попадают деньги, которыми можно хотя бы временно покрыть нехватку оборотных средств. Выходит, финансовое положение LDz должно стать легче, но из госзаказа на 37 млн евро от 2021 года на модернизацию 48 железнодорожных остановок к концу 2023 года LDz смогла вовремя завершить работы лишь на двух остановках, а ясности о завершении всего заказа нет никакой.
Теперь для LDz даже миллион – это деньги
Представитель LDz Агнесе Лиците в разговоре с журналистами перечислила и другие способы LDz заработать, чтобы уменьшить разницу между затратами на содержание путей и возможностью собрать за них деньги с предприятия пассажирских перевозок ViVi и грузовладельцев. LDz предлагает в аренду помещения, строительную технику и строительные услуги. Успешный пример таких услуг – прокладка трамвайных путей в Даугавпилсе. Также LDz участвует в работах по строительству путей в Литве и Эстонии.
Однако для сокращения убытков LDz в основном приходится идти на увольнения. Лиците заявила, что начавшееся в 2020 году снижение расходов позволило зафиксировать прибыль уже в первом полугодии 2022 года. При этом, правда, следует отметить, что в первой половине 2022 года продавцы и покупатели торопились со сделками до того, как для них будут установлены ограничения из-за геополитической ситуации. Но новых сделок больше не было, о чем можно судить по уменьшению объема перевозимых грузов LDz. Графики снижения, роста и дальнейшего падения объемов аналогичны для LDz и Вентспилсского порта.
Смирившись с тем, что способов возврата объема грузов не наблюдается, LDz продает вагоны, автомобили и помещения, закрывает (демонтирует, консервирует) неиспользуемые подъездные пути и пытается собраться духом и объединить дочерние предприятия LDz обратно в одно предприятие.