РИГА, 21 окт — Sputnik. В Латвии электромобили составляют 1% общего автопарка, но только не в Старой Риге и центре столицы: там на некоторых стоянках каждый третий или даже каждый второй автомобиль - с электродвигателем.
Дело в том, что в Старой Риге за парковку автомобиля нужно платить с шести утра и до полуночи. Первый час - 5 евро, каждый последующий - 8 евро. Если кто-то хочет оставить свою бензиновую или дизельную машину в Старой Риге на сутки, то придется потратить 141 евро. Но не владельцам электрокаров - они могут стоять бесплатно сколько хотят.
Рижское самоуправление ввело эту льготу в 2016 году, чтобы стимулировать использование электромобилей. Кроме того, в Риге на электромобиле разрешено ездить и по полосам общественного транспорта, а в Юрмалу эти машины могут въезжать бесплатно.
Все эти льготы вкупе с государственной поддержкой помогли: за последнее десятилетие число автомобилей с электродвигателем (вместе с гибридными моделями) в Латвии выросло в пять раз, превысив восемь тысяч.
По словам члена правления Латвийского общества электромобилей Карлиса Мендзиньша, для покупателей в Латвии главным при покупке электромобиля является не фактор окружающей среды:
"Когда мы опрашивали владельцев электромобилей о том, что было главным мотивом их выбора, на первом месте оказывалась экономия, в том числе и бесплатные стоянки Rīgas satiksme, и полоса общественного транспорта, где можно сэкономить время, и налоги, а теперь и субсидии. Так что главным мотивом приобретения электромобиля является экономический".
Однако из-за поддержки электромобилей стоянки в Риге оказались переполнены, а город не получает от этого никакой выгоды.
"Сейчас статистика показывает, что в Старой Риге действительно довольно большой наплыв электромобилей. В принципе, если посмотреть, то полную цену за стоянку автомобиля в Старой Риге платят всего 5% водителей. Так как большая часть здесь - электромобили, плюс, к сожалению, мы должны признать, что происходит и подделка знаков для инвалидов", - говорит председатель комитета Рижской думы по делам сообщения и транспорта Олафс Пулкс.
Депутаты Рижской думы считают, что преимущества для водителей электромобилей нужно сохранить, но, возможно, видоизменить.
"То, к чему мы идем - точного решения пока нет, но будет несколько обсуждений и все остальное, - это создание в центре города так называемых зон с нулевым уровнем выбросов, где предпочтение будет отдаваться электромобилям всех видов", - рассказал председатель комитета Рижской думы по вопросам жилья и окружающей среды Виестурс Зепс.
Пулкс думает, что что-то нужно делать и с длительной стоянкой электрокаров в Вецриге:
"Что касается Вецриги, возможно, нам придется начать дискуссию о том, что машина не может находиться на одном месте, скажем, весь день, что приезжает с утра, не знаю, работает и уезжает, что через несколько часов ее нужно будет переместить хотя бы в другое место. Или же ограничить возможность бесплатно парковаться в Старом городе до двух часов".
Государство с апреля 2022 года поддерживает людей, покупающих автомобили с нулевым или низким уровнем выбросов, с помощью специальной программы. Всего за два с половиной года за 10 миллионов евро софинансировалась покупка двух с половиной тысяч электромобилей - как новых, так и подержанных.
"Определенно мы до конца года (программа завершается в конце года) оценим, каков спрос, насколько велик интерес людей. Сейчас мы уже видим, что интерес заслуживает поддержки. Каждый третий, подающий заявку на электромобиль или гибрид, - многодетная семья. Что говорит о том, что у людей есть интерес", - считает министр климата и энергетики Каспарс Мелнис.
Однако сомнительно, что 15 миллионов евро, выделенные на поддержку покупки электромобилей, нынешними темпами будут потрачены до конца года. Осталось еще около трети.
Рост числа электромобилей в Латвии ограничивает их цена - новый электромобиль в базовой комплектации без дополнительного оборудования стоит более 20 тысяч евро без НДС. Так что пока Латвия остается страной машин старше десяти лет с дизельным двигателем.