РИГА, 14 окт — Sputnik. Когенерационные установки, работающие на природном газе, которые долгое время в Латвии критиковали и которые когда-то были закрыты в результате борьбы с компонентом обязательной закупки (КОЗ), теперь могут оказаться ценным активом рынка электроэнергии, заявил Янис Тимма, глава Латвийской ассоциации электростанций когенерации.
В отличие от других технологий, для эффективного запуска и прогрева оборудования которых требуется несколько часов, пуск маломощных ТЭЦ на природном газе требует гораздо меньше времени, и, например, требование, установленное для рынка электроэнергии, о том, что станции должны быть готовы к работе в течение 12 минут, вполне достижимо.
В настоящее время несколько членов ассоциации приступили к работе по восстановлению работы ранее остановленных ТЭЦ для участия в рынке электроэнергии. Суммарная мощность станций достигает 20-25 МВт.
Как известно, в феврале 2025 года все три балтийские страны планируют отключиться от общей для стран Балтии, России и Беларуси сети электропередачи БРЭЛЛ. Латвия и ее соседи уже не покупают электроэнергию у России и Беларуси, но эта сеть обеспечивает балансировку, поэтому электричество по-прежнему поступает в Прибалтику.
Для обеспечения услуг по балансировке государство сейчас продвигает создание трех аккумуляторных парков общей мощностью 80 МВт, но их ввод в эксплуатацию намечен на конец 2025 года, а отключение от БРЭЛЛ запланировано на февраль 2025 года. Поэтому, несмотря на публичные заявления о готовности Латвии отключиться от этой сети, можно прогнозировать, что указанный процесс создаст определенные трудности и цены на услуги по балансировки могут резко возрасти. Ситуацию не улучшают и сложности с получением новых мощностей подключения для аккумуляторных проектов и их определение в нормативных актах.
Предприятие Augstsprieguma tīkls прогнозирует, что мощность электроэнергии, необходимая для балансировки сети во всех трех странах Балтии, составляет 1500 МВт: 900 МВт мощности, готовой к включению в случае необходимости, и 600 МВт, готовой к отключению.
Сразу стоит сказать, что цена балансировки не влияет на конечную цену электроэнергии для потребителей. За балансировку платят производители и поставщики электроэнергии, которые должны ответить за свои неточные предложения. Например, если производитель электроэнергии заявил, что завтра передаст в сеть Nordpool 100 МВт электроэнергии, а передал только 50, он создал дефицит в 50 МВт балансирующей мощности, который компенсировать должен будет кто-то, кто включит свое оборудование.
Это может привести к ряду изменений в жизни производителей электроэнергии – до сих пор им приходилось работать на предсказуемом рынке с фиксированными тарифами, этот рынок очень динамичен и меняется раз в час, в будущем – каждые 15 минут. Учитывая специфику рынка, производители, работающие на нем, должны быть готовы включать и выключать свое оборудование даже несколько раз в день. Это также предъявляет высокие требования к степени автоматизации оборудования и дистанционного управления.
Чем больше будут развиваться зависящие от погоды, возобновляемые, но относительно трудно прогнозируемые мощности по производству электроэнергии, тем больше мощностей потребуется на рынке в будущем для предоставления услуг балансировки.
Подготовка идет очень активно, производители находятся на разных стадиях сертификации, готовят наладку оборудования. Однако, принимая во внимание нынешние геополитические условия, можно задаться вопросом – нельзя ли было подготовиться к этому процессу раньше и придать ему большее значение на политическом уровне? Уже осень, а процесс сертификации потенциальных поставщиков услуг балансировки начался только сейчас, за несколько месяцев до отключения от БРЭЛЛ.