РИГА, 11 окт — Sputnik. Латвия сейчас не может позволить себе строительство железной дороги Rail Baltica, считает министр земледелия Армандс Краузе, который предлагает заморозить проект на год.
Изначально стоимость проекта для Латвии оценивалась на уровне 1,9 миллиарда евро, сейчас - уже около 10 млрд.
"Конечно, есть инфляция, но очевидно, что хорошего планирования и продвижения проекта не было. Я лично не понимаю, как мы могли бы сейчас поддержать почти 10-миллиардные расходы на Rail Baltica. Может быть, у многих жителей была мечта, что мы сядем в поезд и выйдем в Берлине. Но теперь мы понимаем, что в Риге мы никуда не войдем, а войдем в Саласпилсе. 10 миллиардов евро! У Латвии нет денег, и никто не может честно сказать, что мы вообще не можем себе позволить Rail Baltica", - отметил Краузе.
Он добавил, что изначально предполагалось, что 85% стоимости работ оплатит ЕС, а Латвия из госбюджета выделит оставшиеся 15%. Но может выйти как раз наоборот: Брюссель даст 15%, а Латвия должна профинансировать 85%, для чего необходимы займы - в бюджете таких денег нет.
"Я не могу согласиться с тем, что мои дети и даже внуки будут платить за Rail Baltica, хотя пока даже неизвестно, будут ли ходить по ней поезда. О них сейчас никто не говорит", - признался Краузе.
Министр заявил, что это его личное мнение, в партии оно не обсуждалось.
СЗК выступает за то, чтобы 85% проекта финансировалось Европой, а железнодорожная трасса обязательно проходила через Ригу. Также партия выступает за то, чтобы были известны источники финансирования проекта века.
"Если у нас нет денег, мы не покупаем роскошные вещи ни для себя, ни для дома, ни для семьи. В таком случае мы сидим в деревянном сарае и мечтаем, что у нас будет дворец, что кто-то даст нам миллиарды на строительство этого дворца", - отметил министр.
Он также упомянул, что существует множество мифов, связанных с Rail Baltica, например, о военной мобильности. В настоящее время для ее целей имеется хорошая дорожная сеть, а в случае с Rail Baltica в Латвии планируется построить всего четыре моста. С учетом того, как сейчас разрушаются мосты в ходе конфликта на Украине, этот фактор не будет представлять существенной ценности для военной мобильности. По мнению Краузе, мосты невозможно защитить, и для военной мобильности гораздо важнее создать хорошую дорожную сеть.
Напомним, согласно данным новейшего анализа, общие затраты по проекту в трех странах Балтии могут составить 23,8 млрд евро, тогда как в 2017 году они оценивались в 5,8 млрд евро. До 2030 года весь проект Rail Baltica не будет реализован ни в одной из стран Балтии. Минсообщения Латвии и железнодорожная отрасль предлагают осуществлять проект поэтапно, в первую очередь руководствуясь объемом софинансирования, одобренного Еврокомиссией.
Генеральная прокуратура 3 июня начала проверку действий должностных лиц, ответственных за реализацию проекта Rail Baltica, которые без согласования взяли обязательства перед государственным бюджетом, заключая договоры о строительных работах в рамках проекта.