Советник президента Литвы, вопреки антибелорусскому тренду внешней политики, призвал к контактам с официальным Минском, чтобы остановить поток контрабандных сигарет, доставляемых в республику метеозондами, пишет колумнист Владимир Матвеев на сайте Sputnik Литва.
Оказывается, заставить оппонента сесть за стол переговоров вместо горячей драки можно с помощью… воздушного шарика.
В последние четыре года отношения между Беларусью и Литвой накалились настолько, что впору хвататься за автомат. Горячие головы в Вильнюсе к этому уже призывают.
В последние четыре года отношения между Беларусью и Литвой накалились настолько, что впору хвататься за автомат. Горячие головы в Вильнюсе к этому уже призывают.
Началось все еще в 2020 году после очередных выборов президента Беларуси. В Литве приютили не только главную соперницу Александра Лукашенко — Светлану Тихановскую, но и несколько тысяч "оппозиционеров", среди которых, как впоследствии оказалось, много сторонников теории "литвинизма".
Затем, вслед за США, последовали первые санкции против "режима Лукашенко" и белорусских госпредприятий, таких как "Беларуськалий" и Островецкая АЭС. После начала специальной военной операции России на Украине противостояние с Минском обострилось еще больше, а дипломатические отношения между двумя соседними государствами были понижены — послы отозваны, остались лишь временные поверенные.
Затем наступил год приграничной "войны с мигрантами" с Ближнего Востока и Африки, которые массово пытались пробраться в Евросоюз с территории Беларуси. Она стоила не только нервов литовским властям, но и сотни миллионов евро, потраченных на возведение "великой литовской стены" из проволочных заграждений по всей литовско-белорусской границе. Но даже это не привело к каким-либо контактам между Вильнюсом и Минском на официальном уровне, а только к обмену громкими нотами протеста.
И вот впервые за последние годы в Вильнюсе из уст советника президента Литвы Кястутиса Будриса прозвучали призывы к контактам с официальным Минском. И, как ни странно, этому способствовали… контрабандисты, атаковавшие республику метеозондами с ящиками дешевых белорусских сигарет.
"Надо также работать со стороной, которая создает условия, — со стороной Беларуси и ее институтов. Оттачивать инструменты для мониторинга и контроля за происходящим", — заявил Будрис.
Заявление советника литовского лидера прозвучали в тот момент, когда на границе проводили совещание чиновники и военные, ответственные за безопасность границы. Они обсуждали, как противостоять "воздушной атаке метеозондов" с контрабандными сигаретами. Горячие головы уже призвали к сбиванию шаров-нарушителей из стрелкового оружия. При этом как-то забывали о том, что пули могут полететь в сторону белорусской территории, что, в свою очередь, может спровоцировать горячий конфликт.
"Это нарушает непрерывность других институтов и деятельности, и эту проблему необходимо решить. Средства самого решения: это не только элементарные пули или патроны, которыми можно было бы сбить <…> Некоторые из них могут подойти для военного времени, но не для мирного времени и для государства, которое устойчиво занимается этими проблемами", — охладил Будрис воинственный пыл литовских чиновников.
А еще он призвал отказаться от дешевого политиканства и перейти к конструктивному диалогу с соседями.
"Может ли это использоваться для нарушения работы служб? На это должны ответить службы. Здесь мы не должны спекулировать о том, что каждый шар надувает белорусский КГБ <…>", — сказал советник президента.
В связи с этим он подчеркнул, что нужно сосредоточиться не только на самих шарах, но и на тех жителях Литвы, которые "помогают осуществлять подобную деятельность". Только в этом году на территорию республики из Беларуси влетело более 600 метеозондов с коробками нелегальных сигарет. А перехватить удалось лишь около семидесяти. Значит, подавляющая часть контрабанды достигла цели.
Примечательно, что громкое заявление советника прозвучало за неделю до парламентских выборов. Возможно, таким образом в администрации главы государства как бы намекнули, что после смены законодательной и исполнительной власти в Литве возможно и налаживание отношений с соседней Беларусью.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.