Европа стала неуправляемой

Политический паралич сделался структурной особенностью крупнейших стран Европы
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 7 окт — Sputnik. Европейским правительствам с трудом удается найти общий язык даже по простым вопросам, пишет Wall Street Journal. Полный перевод статьи выполнен порталом ИноСМИ.
На прошедших недавно дебатах один немецкий избиратель резко раскритиковал канцлера Олафа Шольца: правительство не способно управлять страной, а министры ссорятся как дети. Вместо того чтобы парировать удар, Шольц признал свою правоту. "Правда в том, что вы правы, – заявил он. — Но как бы вы поступили? Спрашиваю для одного моего друга".
Этот диалог не вызвал особых волнений в крупнейшей экономике Европы, которая когда-то считалась образцом эффективного управления. Сейчас уже считается само собой разумеющимся, что политики мало о чем могут договориться – не говоря уже о том, чтобы реализовать договоренность на практике. Недавние успехи крайне правой партии "Альтернатива для Германии" на выборах нанесли еще один удар по раздробленному правительству Шольца.
Партия Шольца выигрывает дома у Шольца без Шольца
Франция, которая десятилетиями наравне с Германией играла роль локомотива Евросоюза, оказалась в схожем состоянии политического паралича после того, как по итогам июньских выборов парламентские кресла разделились между множеством партий.
Президент Эммануэль Макрон сформировал правоцентристское правительство, хотя большинство мест в Национальном собрании досталось коалиции левых партий. Из-за этого решения его правительство стало особо уязвимо перед лицом ультраправого "Национального объединения" под руководством Марин Ле Пен. Баланс нарушится, если ее партия решит проголосовать за вотум недоверия правительству или откажется поддержать представленный им бюджет.
Политическая фрагментация и поляризация связали по рукам политических лидеров, которые могут управлять страной только посредством громоздких коалиций между левыми и правыми партиями. Правительствам с трудом удается найти общий язык даже по основным вопросам, не говоря уже о некоторых наиболее острых проблемах: борьбе с растущим числом иммигрантов, конфликте на Украине и стагнации экономики.
"Светофорная" коалиция, в которую входит СДПГ Шольца, "зеленые" и выступающие за поддержку бизнеса СвДП, смогла договориться по некоторым вопросам, которые, как показывают опросы, большинство людей считают не столь уж срочными: например, относительно легализации марихуаны и гендерной самоидентификации.
Но достичь консенсуса по целому ряду других вопросов оказалось намного труднее. Европейские страны с огромными сложностями пытались добиться увеличения производства оружия для удовлетворения потребностей Украины или согласовать общеконтинентальную политику в отношении иммиграции.
Правительство Шольца не выполнило своих обещаний по облегчению жилищного кризиса, сокращению бюрократических проволочек, улучшению инфраструктуры и снижению уровня преступности. Поезда, как известно, опаздывают, налоги на прибыль предприятий в ФРГ – самые высокие среди стран аналогичного уровня развития, инфраструктура разрушается (в прошлом месяце в Дрездене из-за задержки проведения ремонтных работ рухнул мост).
Мигранты раскололи страну
Параллельно с этим, несмотря на обещания Макрона сократить государственные расходы, на деле дефицит бюджета и долг Франции за время его правления лишь увеличились.
Неудовлетворенность избирателей "мейнстримными" движениями привела к постепенной фрагментации политических групп: сейчас в Германии семь значимых партий, три из которых находятся на политической периферии, что затрудняет создание слаженной коалиции как на федеральном уровне, так и в большинстве из 16 федеральных земель.
Ультраправая "Альтернатива для Германии" вышла на второе место в федеральных опросах, а в некоторых восточных землях и вовсе стала крупнейшей политической силой, что вынуждает ее политических соперников вступать в запутанные коалиции, призванные не допустить ее к власти.
В то же время новая крайне левая партия "Союз Сары Вагенкнехт", которую роднит с "Альтернативой" пророссийская позиция и критика НАТО, обошла основные партии на недавних региональных выборах.
Схожие процессы уже давно наблюдаются в небольших странах, например Швеции или Нидерландах, но с недавних пор политический паралич сделался структурной особенностью и крупнейших политических систем Европы.
Спустя 34 года после воссоединения единой Германии больше нет
Макрон пришел к президентству, создав свою собственную политическую партию. В свое время в нем видели кандидата на лидерство в процессе европейской интеграции, способного изменить объединение и свою собственную страну. И правда, Макрону удалось добиться некоторых успехов: например, снизить уровень безработицы и привлечь в страну иностранные инвестиции.
Однако на излете второго президентского срока он стал живой иллюстрацией того, как Франция и Евросоюз скатываются в дисфункциональность, считает экс-премьер Франции Мануэль Вальс. Сейчас государство переживает кризис легитимности в глазах граждан, которые привыкли ожидать от своего правительства все что угодно.
Европа не может избавиться от терзающего ее недуга даже перед лицом конфликта на Украине. На третий год российской военной операции Евросоюз так и не выполнил свое обещание поставить Киеву миллион снарядов, а также не смог помешать Москве нарастить производство вооружений.
Некоторые страны Восточной Европы, где правительствам удается сформировать значительное большинство, добиваются большего успеха. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, долгое время враждовавший с другими лидерами ЕС и построивший, по его словам, "нелиберальное государство", привлекает иностранные инвестиции, предлагая налоговые льготы и сотрудничая с Китаем.
Не сбрасывая газ. Сербия и Венгрия отстояли свою независимость
В последние месяцы Шольц и Макрон нанесли визиты президенту Сербии Александру Вучичу, которого часто критикуют за его авторитарность дипломаты и защитники демократии. Европейские лидеры обращались к сербскому президенту за помощью в борьбе с мигрантами и просителями убежища, пытающимися попасть в Европу. Вучич пресек миграционные маршруты через свою страну, что позволило несколько сократить и временно уменьшить приток мигрантов в другие государства, например Германию.
Европейские руководители также заинтересованы в получении доступа к обширным запасам сербского лития. Этот металл – компонент аккумуляторов, используемых в электромобилях и других устройствах, – имеет решающее значение для отказа Европы от ископаемого топлива. Разведанные запасы имеются в Германии и во всех странах ЕС, но его нельзя добывать из-за экологических норм, а о внесении изменений в них правительства так и не смогли договориться.
"Он, может, слегка авторитарен, но сербский президент может просто взять и выкопать литий, если ему того захочется", – отметил один высокопоставленный немецкий чиновник.