РИГА, 4 окт — Sputnik. Жителям Латвии нужно готовиться к тому, что в следующем году вырастут цены на билеты на автобусы и поезда, заявил представитель Автотранспортной дирекции (ATD) Виктор Закис. Однако вопросы повышения цен на билеты и пересмотра маршрутной сети еще обсуждаются, поэтому сейчас невозможно предоставить подробную информацию. В то же время в Ассоциации пассажирских перевозчиков сомневаются, что таким образом государству удастся достичь ожидаемой экономии.
Региональные пассажирские перевозчики — как автобусные, так и железнодорожные — ежегодно субсидируются из госбюджета для компенсации убытков перевозчиков, которые они несут при выполнении госзаказов. В последние годы базовой дотации, рассчитанной изначально, было недостаточно, поэтому правительству регулярно приходилось принимать решения о дополнительной финансовой поддержке.
Однако сейчас Минсообщения настроено на то, что базового бюджета должно быть достаточно, поэтому начаты переговоры о повышении цен на билеты и возможном сокращении числа маршрутов.
Пересмотр тарифов был предложен как одно из решений на заседании Совета общественного транспорта (STP) в сентябре, говорит Закис. Совет пока не принял конкретных решений, поэтому сейчас возможные изменения прокомментировать нельзя, уточняет он.
Автотранспортной дирекции (ATD) необходимо оценить убыточные рейсы и представить предложения по изменениям рейсов на заседании STP в ноябре. Убыточными считаются рейсы с показателями рентабельности до 10%.
Сэкономить будет трудно
Президент Латвийской ассоциации пассажирских перевозчиков Иво Ошениекс подтвердил, что выделяемый перевозчикам ежегодный базовый бюджет недостаточен.
В предыдущие годы Минсообщения искало недостающее финансирование, прибегая к средствам на непредвиденные расходы. Что касается следующего года, по словам Ошениекса, от министерства поступили ясные сигналы о том, что дополнительные средства изыскиваться не будут и нужно уложиться в рамках базового финансирования.
В последние годы, по словам Ошениекса, недостающая часть составляла более 10 млн евро.
Глава Латвийской ассоциации пассажирских перевозчиков отмечает, что перевозчики могут обосновать, почему им необходима конкретная сумма, поскольку ее можно рассчитать исходя из объема перевозок, заказанных государством. "Зная, какие у нас доходы от продажи билетов, мы можем точно прогнозировать, какая сумма потребуется и в следующем году для покрытия убытков", — пояснил Ошениекс.
По его словам, если перевозчикам значительно сократят количество проезжаемых километров, то единственным вариантом, на который они согласятся, будет повышение цены за один километр в контракте. "Это означает, что никакой экономии не будет. Более того, при сокращении количества проезжаемых километров у нас снизится число пассажиров", — подчеркнул Ошениекс.
Выводы Госконтроля
Госконтроль в августе ознакомил общественность с результатами аудита, выявив проблемы в работе Минсообщения, Автотранспортной дирекции, и Совета общественного транспорта в развитии услуг общественного транспорта на региональных маршрутах.
Данные свидетельствуют о том, что ответственные учреждения формируют маршруты общественного транспорта без единого подхода, не соблюдают нормативы по объему государственных гарантированных услуг, принимают решения о маршрутах, которые не соответствуют нормативным актам, предоставляя услуги бесплатно, и выдвигают частично обоснованные требования к качеству услуг общественного транспорта. Более того, действующий порядок не способствует пересадке пассажиров с частного транспорта на конкурентоспособный общественный транспорт в запланированном объеме.
Автобусы в рамках региональных пассажирских перевозок осуществляют около 1,5 миллиона рейсов. Государственная дотация для компенсации убытков перевозчикам за предоставление этой услуги в 2023 году составила 62,8 млн евро. Средний размер дотации на одного пассажира в автобусных перевозках на региональных маршрутах в 2023 году был самым высоким в Латгалии и достигал 4 евро на пассажира. Для выполнения соответствующих рейсов и договоров перевозчикам необходимо 1060 автобусов, при этом в течение 10 лет действия контрактов 87% автобусов будет заменено новыми.
Тем не менее, как подчеркивает Госконтроль, для жителей организованы широкие возможности поездок на комфортабельных автобусах, хотя спрос остается низким, и это обходится государству дорого.
Такое задание ATD должно выполняться совместно с планировочными регионами и самоуправлениями, которые должны иметь информацию о передвижениях жителей к местам проживания, работы, учебы и получения медицинских услуг.