Латвия может взять кредит на строительство Rail Baltica, а поручителями будут... жители

Строительство Rail Baltica в Латвии оценивается в 5,4 миллиарда евро. ЕС выделил 1,5 млрд, но еще 4 млрд евро нужно откуда-то взять. И решить этот вопрос могут частные партнеры, рассказал глава ответственной за проект компании Eiropas dzelzceļa līnijas Эрикс Дилевс
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 1 окт — Sputnik. Для того, чтобы обеспечить строительство, необходимо найти финансирование на период до середины 2027 года (до следующего этапа планирования из еврофондов), сказал глава компании.
"Если мы до 2030 года хотим успеть, то может сложиться ситуация, когда мы потратим средства быстрее, и нам будет их не хватать. Поэтому мы ищем какие-то частные инвестиции, финансирование, может быть, частные займы или другие источники финансирования, которые могут покрыть эти расходы, пока мы не получим (новых) денег от Еврокомиссии", — пояснил Дилевс.
В проект госбюджета на 2025 год на строительство Rail Baltica подана заявка и на основную магистраль, и на вокзалы в Риге, но правительство не утвердило все заявленные мероприятия, потому что не все одобрила Еврокомиссия, сказал глава Eiropas dzelzceļa līnijas.
"Финансирование ограничено — его выделили меньше, чем было указано в проекте, но мы просили правительство сейчас это утвердить и включить эти расходы в бюджет", —сказал он.
На вопрос, может ли быть интерес у коммерческих банков к финансированию проекта, располагают ли они настолько крупными капиталами, Дилевс рассказал, что переговоры уже были: "Недавно были с Deutsche Bank. Они, конечно, говорят, что у них интерес есть, и предлагают с ними говорить и Европейскому банку инвестиций и развития... Но переговоры можно проводить не только в Европе, за ее пределами тоже есть инвестиционные фонды и банки, которые заинтересованы. Вопрос: как мы можем объяснить им выгоды от этих вложений в проект? Они, конечно, смотрят на все риски, ведь это частные займы. Так что мы привлекли консультанта, и он предлагает стратегию — как именно привлекать инвесторов".
"Проект обретает осмысленные формы": для Rail Baltica все же достроят российскую колею
Вопрос в том, кто выступит гарантом по этим займам — государство? В Латвии уже были истории, когда государству (то есть налогоплательщикам) приходилось эти обязательства выполнять, например, в ситуации Liepājas metalurgs. Будет ли справедливо возлагать такое бремя на налогоплательщиков снова, уже ради Rail Baltica?
"Но нужно понимать, что без гарантий невозможно будет привлечь частные инвестиции", — прокомментировал Дилевс.
Еще один важный момент в приходе частных инвесторов — их желание получить финансовую отдачу от своих вложений, когда дорога будет построена. Грузопоток через Латвию значительно сократился, следовательно, речь может идти о пассажирских перевозках. И чтобы добиться окупаемости, придется назначать высокую цену на билеты — в чем просматриваются определенные риски.
"Когда мы изучаем "рижскую петлю" Rail Baltica, давайте посмотрим от Иманты до Торнякалнса, от Центрального вокзала до Шкиротавы: имеющееся сейчас движение как грузов, так и пассажиров на Latvijas dzelzceļš показывает, что при появлении Rail Baltica поток там гарантированно будет. Мы видим, как много людей использует Центральный вокзал. Риски — меньше, и тогда можно гарантировать, что перевозки будут проводиться", — сказал Дилевс.
Напомним, согласно данным новейшего анализа, общие затраты по проекту в странах Балтии могут составить 23,8 млрд евро, тогда как в 2017 году они оценивались в 5,8 млрд евро. До 2030 года весь проект Rail Baltica не будет реализован ни в одной из стран Балтии. Минсообщения Латвии и железнодорожная отрасль предлагают осуществлять проект поэтапно, в первую очередь руководствуясь объемом софинансирования, одобренного Еврокомиссией.
Генеральная прокуратура 3 июня начала проверку действий должностных лиц, ответственных за реализацию проекта Rail Baltica, которые без согласования взяли обязательства перед государственным бюджетом, заключая договоры о строительных работах в рамках проекта.