Транзит

Не мешать местными санкциями: что транзитная отрасль Латвии ждет от политиков

Вместо того, чтобы радоваться уходу российских и белорусских грузов из Латвии, надо помнить: каждая переваленная тонна приносит 20 евро экономике Латвии
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 23 сен — Sputnik. В последние годы транзитная отрасль переживает трудный период, обусловленный как внутренними, так и геополитическими факторами. Обычные транзитные маршруты затруднены или даже полностью закрыты. Санкции, СВО на Украине, рост цен на энергоносители. Однако географическое положение Латвии – это ресурс, который надо использовать для улучшения благосостояния, считает Янис Касалис, председатель правления Латвийской ассоциации стивидорных компаний.
Почти 65 тысяч квадратных километров территории вблизи Балтийского моря, внешняя граница Евросоюза, три незамерзающих порта. Это и есть латвийское "золото", которое нужно уметь выгодно продать на мировой бирже. Политики и правительство при составлении бюджета на следующий год должны помнить, что одна тонна транзитных грузов приносит латвийской экономике 20 евро. Не стоит хлопать в ладоши, когда речь заходит об уменьшении объема грузов, – ох, как круто, что у этих олигархов дела идут плохо. Помните – это миллионы, отобранные у учителей, полицейских, медицины и так далее.
Евросоюз и США ввели санкции против России, уже работают семь из 33 терминалов Рижского порта. Но оттого, что сокращаются объемы грузов, что терминалы заколочены, не сокращаются расходы на содержание администрации порта, а это функция государства. У всякой портовой администрации имеются огромные постоянные затраты – капитанская служба, причалы, молы, суда, каналы и так далее. Уже в этом году наблюдается тенденция: управление порта в середине года всячески пытается получить от стивидоров дополнительные сборы за различные услуги, латая таким образом бюджеты. С одной стороны, можно сказать: ладно, закрываем порты, демонтируем железнодорожные пути. Если уж не удается обеспечить их грузовыми перевозками и транзитом.
Порты Латвии отвлекутся от морского транспорта и начнут "немножко шить"
Но ясно и то, что когда-нибудь военные действия прекратятся. Если Латвия сейчас уничтожит всю транзитную инфраструктуру, ее восстановление будет стоить не сотни миллионов, а миллиарды. Вместо того, чтобы обсуждать демонтаж рельсов, политикам следует подумать о том, как добиться, чтобы эти рельсы были загружены и в ту пору, пока геополитическая ситуация не позволяет осуществить самый простой и привычный сценарий.
Латвия и после конфликта на Украине останется там, где она есть сейчас, – как ворота с Востока на Запад. Поэтому именно сейчас нужно найти оптимальный путь привлечения новых транзитных грузов, чтобы эта инфраструктура, которая в мирное время хоть и не несет золотые яйца, но все же позволяет намазать масло на хлебушек, не погибла и могла содержать тех, кто ею пользуется.
Но латвийские политики не всегда понимают, как проявить осуждение по отношению к РФ и при этом не навредить своим предпринимателям.
Евросоюз не мог ввести санкции на сельскохозяйственную продукцию из России и Беларуси, поскольку не все страны были с этим согласны. Европа решила ввести налог на различные группы сельскохозяйственных товаров, импортируемых из России и Беларуси. Но латвийские политики готовы вводить локальные санкции и на эти товары, ставя отечественных бизнесменов в невыгодное положение по сравнению с бизнесменами других портовых стран, указывает Касалис.
Безусловно, в таких условиях объемы грузов недостаточны для того, чтобы латвийские порты работали на оптимальной мощности. Латвийские стивидоры смотрят на Центральную Азию. В центре внимания – Казахстан и Узбекистан, важно, чтобы этот пункт был и в нашем списке сотрудничества с министерствами транспорта, экономики и иностранных дел. Визиты первых лиц страны вместе с бизнесменами в эти страны – вот что должно быть в повестке дня наших политиков. Важно, чтобы министров из Казахстана или Узбекистана у нас принимал непосредственно министр, а не госсекретарь, потому что эти страны требуют контакта на самом высоком уровне.
Конечно, важно, чтобы товары, которые идут в Казахстан, оставались в Казахстане, а не шли в Россию, но для этого существует целый ряд контролирующих организаций. Будь то таможня или таможенное сотрудничество между странами, или обязательства Казахстана перед Евросоюзом. Казахстан получает очень значительные средства от Евросоюза, туда едут частные инвесторы из Евросоюза. Уже сейчас более 30% иностранных инвесторов в Казахстане – это инвесторы из Евросоюза. Поэтому мы должны понимать – Европа смотрит на Казахстан с большими ожиданиями, Казахстан – это огромный рынок, где нам есть чем заняться. Но для того, чтобы завоевать этот огромный рынок, нам нужны пару визитов к высшим должностным лицам страны, заключил Касалис.