Латвийцы платят самый высокий сбор в странах Балтии за поддержание запасов топлива

На прошлой неделе завершилась подача заявок на создание национальных резервов топлива. В течение пяти лет управляющий госактивами Possessor планирует закупить около 350 тысяч тонн топлива стоимостью около 300 млн евро
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 23 сен — Sputnik. Все страны Евросоюза обязаны поддерживать запасы топлива минимум на 90 дней. Для этого используются различные методы. В Латвии действуют так называемые опционные контракты. Это означает, что страна не имеет собственных запасов топлива, но платит трейдерам нефтепродуктов за то, чтобы они всегда держали запас, а в случае кризиса страна сможет закупить топливо на три месяца. Систему финансируют покупатели топлива. Сейчас они платят дополнительно семь евроцентов за каждый литр топлива в бензобаке, и даже больше, учитывая НДС.
"20 лет назад в основе услуги была наша доля европейского транзита в дизельном топливе, и часть этого топлива хранилась в Латвии. Поэтому эта услуга была очень дешевая. Так было в течение первых нескольких лет, но затем цена все росла", - рассказал Оярс Карчевскис, председатель правления Латвийской ассоциации торговцев топливом, и добавил, что с 2022 года цена выросла до девяти центов за литр с налогом на добавленную стоимость.
Плата рассчитывается на тонну топлива, и за пару лет цена выросла более чем в семь раз – с 12,28 евро в 2021 году до 91,26 евро в этом году. Стоимость системы выросла до 118 миллионов в год. За это страна получает гарантию, что в момент кризиса на территории Латвии будет необходимый объем топлива, но его все равно придется покупать по рыночной цене. Осенью прошлого года правительство поддержало изменение системы: государство должно купить собственные резервы, а не полагаться на то, что они существуют "на бумаге".
Раньше договоры виртуального резерва заключало Государственное бюро строительного контроля, но теперь закупку новых запасов поручили другой структуре Минэкономики – Possessor.
Латвия переведет стратегический запас нефти в свои хранилища: как изменится цена на бензин
Стоимость содержания резервов снизится с 120 миллионов до 20 миллионов евро в год, к тому же это топливо уже будет принадлежать государству.
Переход на новую систему планировался поэтапно – в течение пяти лет, начиная со следующего года. Ежегодно будет закупаться около 20% необходимого объема, остальное – по-прежнему резервироваться. Система постепенно станет дешевле, поскольку сократятся неадекватно дорогие опционные контракты. Однако уже в этом году трейдеры представили настолько дорогие предложения по опционным контрактам, что было принято решение заключить лишь часть из них. Таким образом, Латвия не выполнила европейское требование о резервах на 90 дней.
Участники переговоров с европейскими структурами говорят, что риск получить штраф за неполные запасы топлива в этом году минимален. Цены, которые платит Латвия, в три и более раз выше, чем где-либо еще, поэтому Европа даже рекомендует Латвии быстрее перейти на новую систему. По неофициальной информации, в опционных контрактах доминируют действующий в Рижском порту Naftimpeks и Vitol Terminal Latvia, ранее известный как Ventspils Nafta termināls.
"Приобретение права покупки в период кризиса обходится очень дорого. Если эти кризисы произойдут, придется понести дополнительные расходы, чтобы реально приобрести дизельное топливо или бензин. За десять лет, по нашим расчетам, перейдя на новую систему, Латвия в целом сэкономит около 500 миллионов", - заявил Эдмундс Валантис, госсекретарь Минэкономики.
Летом в правительство была подана просьба выкупить все резервы сразу. Для этого Possessor запросил кредит из госбюджета. В долгосрочной перспективе экономия составит несколько сотен миллионов евро, но в краткосрочной перспективе дефицит бюджета увеличится на несколько сотен миллионов.
"Суммы слишком крупные, чтобы сразу купить весь запас нефти. Всего по стране они составляют около 350 тысяч тонн. Сумма в целом получается большая, и, так как запасы нефти принадлежат государству, любые расходы идут в дефицит бюджета", - признал Валантис.
Латвийские нефтебазы готовятся к часу икс
На прошлой неделе госкомпания Possessor пригласила предприятия, занимающиеся торговлей и хранением топлива, подать заявку на участие в тендере на закупку и хранение госрезервов. Срок подачи заявки на сделку стоимостью около 300 миллионов евро составил несколько дней – до 20 сентября.
Possessor заявил, что хочет с середины ноября арендовать резервуары для хранения от 30 тысяч до 50 тысяч тонн дизельного топлива. Скорее всего, изначально шансы выше у компаний, расположенных в Рижском и Вентспилсском портах или вблизи них.
Субъекты России и Беларуси к участию не были допущены. Госкомпания хочет найти несколько компаний в разных частях Латвии. Если предложения будут с высокими ценами, предполагается рассмотреть и хранение за пределами Латвии.
Если конкуренция за поставки топлива усилится, возможности хранения будут ограничены. По неофициальной информации, местные предприниматели берут шесть евро в месяц за хранение тонны топлива. Эстония хранит свои запасы в четыре раза дешевле, но там уже много лет работает система, которую Латвия только сейчас планирует внедрить.
Закупка топлива для резервов не будет происходить в виде госзаказа, более того, резервы придется менять каждые несколько лет – старое топливо нужно продавать и покупать новое.
Отчет, рассмотренный правительством год назад, показывает, что для поддержания системы предприятию Possessor через пять лет потребуется 647,1 миллиона евро. Тогда будет закуплено все необходимое топливо, и не нужно будет уже заключать невыгодные контракты с перевозчиками нефтепродуктов.