РИГА, 18 сен — Sputnik. Поначалу, в 1947 году, у государственной компании Alitalia было четыре самолета, построенных Fiat. Ее услугами пользовался Папа Римский Павел VI. Со временем компания расширилась, но в конце 1990-х годов, когда на рынок пришли лоукостеры, началось резкое снижение доходов. Alitalia не смогла ни расширить свою сеть прибыльных дальнемагистральных перевозок, ни свернуться до бюджетного перевозчика. В результате авиакомпания уступила значительную долю рынка своим конкурентам как во внутренних, так и в международных перевозках. Правительства приходили и уходили, но не смогли найти долгосрочного решения или покупателя для Alitalia, что привело к банкротству Alitalia в 2008 году.
Выяснилось, что Alitalia в течение многих лет теряла деньги из-за проблем, связанных с вмешательством правительства и политиков. С момента своего создания компания лишь однажды в 1998 году показала реальную прибыль. Чистые убытки Alitalia с 1999 по 2008 год составили более 3,7 млрд евро.
Попытки спасти авиакомпанию провалились
В 2006 году правительство Италии лишилось возможности оказывать поддержку обанкротившейся авиакомпании, поскольку Евросоюз запретил вливать новый капитал. Было решено выставить Alitalia на приватизацию за счет сокращения своей доли в ней. В январе 2007 года было сделано публичное сообщение о поиске покупателя, который приобретет не менее 30,1% Alitalia. Однако из этого ничего не вышло: в июле 2007 года последний из претендентов отказался от участия. Тогдашний глава Alitalia Маурицио Прато заявил сенаторам в Риме: "Alitalia - в коме, она находится в отделении интенсивной терапии". Далее он сказал: "Меня лично поражает общий отказ принять реальность и тот факт, что компания в этой стране, даже если она котируется на бирже, не имеет возможности принимать самостоятельные решения, даже если они необходимы для ее выживания".
Была предпринята еще одна попытка продать 49,9% акций итальянского правительства, используя другую процедуру, которая включала выбор одного основного партнера для заключения контракта. Авиакомпанию пытался перенять итальянский консорциум инвесторов CAI, но это предприятие рухнуло в 2008 году.
Затем последовали очередные попытки спасти авиакомпанию. Французская авиакомпания Air France стала крупнейшим акционером Alitalia после покупки 25% акций в 2009 году за 323 миллиона евро. Но вложения не окупились.
После этого Etihad Airways из Объединенных Арабских Эмиратов также попытала счастья, купив 49% акций Alitalia, чтобы через хаб в Персидском заливе перевезти больше пассажиров, но и этот план провалился.
В 2017 году Alitalia снова подала заявление о банкротстве. Бренд официально прекратил свою деятельность в конце 2021 года, когда возродился под другим названием — ITA. ITA эксплуатировала всего 52 самолета по сравнению со 160 самолетами Alitalia в середине 1990-х годов. Согласно бизнес-плану, ITA не рассчитывала получить прибыль до 2024 года. Затем премьер-министр Марио Драги снова выставил его на продажу.
И тут появляется Lufthansa
В июле этого года Еврокомиссия дала разрешение немецкой группе Lufthansa на покупку 41% акций ITA Airways. До этих пор единственным акционером авиакомпании было Министерство экономики и финансов Италии. Lufthansa приобрела акции национальной авиакомпании за 325 миллионов евро.
Так проходит мирская слава: 41% акций всего за 325 миллионов, что по сравнению со временами былого величия Alitalia — просто мелочь. Кроме того, Lufthansa по сути уже получила контроль над авиакомпанией, хотя официально она по-прежнему находится в совместной собственности с итальянским государством, а миноритарный пакет акций принадлежит немцам. Ни для кого не секрет, что итальянская авиакомпания собирается стать 100% дочерней компанией Lufthansa Group, что сделает ITA Airways сетевой авиакомпанией внутри группы.
Параллели с airBaltic
А теперь об airBaltic. Сейчас в политических кругах Латвии ходят слухи, что потенциальным инвестором может стать та же Lufthansa. Правда, все переговоры с потенциальным инвестором проходят под грифом секретности — неизвестно, то ли это Lufthansa, то ли какой-то фонд, который покупает и перепродает авиакомпании, то ли кто-то еще.
Есть и отличия от саги Alitalia. Акции Alitalia котировались на бирже, а относительно котировки акций airBaltic пока есть лишь смутные ожидания.
Накануне банкротства Alitalia Маурицио Прато пытался образумить политиков и не скрывал тяжелого финансового положения авиакомпании, Гаусс же (исполнительный директор airBaltic Мартин Гаусс) наоборот продолжает утверждать, что бизнес airBaltic успешен и скоро акции компании смогут купить все жители Балтии.
Тяжелые моменты Alitalia, мучительные попытки спасти компанию происходили на глазах итальянской общественности – все, кто интересовался, знал, читал в газетах и смотрел по телевизору, что хотели и что делали CIA, Air France, Etihud Airways, Lufthansa. А в Латвии руководство airBaltic и министры правительства что-то рассказывают, но еще больше умалчивают, путаются в противоречиях, лгут не краснея, из-за чего общественность уже ничего не может понять. Единственное, что уже невозможно скрыть и четко осознается – вернуть государственные инвестиции, или деньги налогоплательщиков в размере 571 миллиона евро, больше не получится.