Латвия в проекте Rail Baltica будет использовать советские пути, пока ЕС не даст денег

Каспарс Бришкенс призвал реалистично смотреть на возможность включения хотя бы одной станции в Риге к трассе Rail Baltica - например, из Мисы до аэропорта Рига
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 14 сен — Sputnik. Министр сообщения Каспарс Бришкенс признал, что построить всю железнодорожную трассу Rail Baltica к 2030-му году "будет очень-очень сложно", но что до момента полной реализации проекта делать со станциями в Риге?
"Я не хочу оставить станции-призраки - то, что сейчас строится, Центральный вокзал в Риге, станцию в аэропорту. Мы знаем, что пройдет несколько лет, прежде чем Rail Baltica достигнет Риги. И я остаюсь на позиции, что как минимум одну из этих станций надо связать с Rail Baltica уже на первой фазе. Например, из Мисы до аэропорта Рига", - сказал Бришкенс, комментируя ситуацию.
Сейчас, по словам министра, в бюджете есть средства для строительства трассы от границы с Литвой примерно до Мисы.
"У нас есть финансирование для этих сегментов. А потом уже - об этом я говорил с коллегами, балтийскими министрами транспорта, - будем вместе отстаивать наши позиции на переговорах по следующему семилетнему бюджету ЕС. У нас нет 3-4 млрд, которые лежали бы в сейфе, которыми мы можем распоряжаться. Мы хотим, чтобы наша национальная позиция соответствовала реальности. Мы не пытаемся сделать то, что невозможно по финансовым причинам", - сказал Бришкенс.
Латвия к 2025 году не успеет даже завершить разработку Rail Baltica
Чтобы рижские станции не простаивали до строительства колеи Rail Baltica, он предлагает сделать стыковку с нынешней колеей железной дороги и пустить "Шкоду" (новые электрички Vivi) между Центральным вокзалом и аэропортом.
Напомним, в рамках очередного этапа выделения средств Европейского инструмента по соединению инфраструктуры Еврокомиссия не выделила для проекта финансирование в объеме 44,95 млн евро - в том числе на отчуждение земли, необходимого для строительства участка Вангажи - граница Эстонии. Также ЕК не выделила денег на осуществляемые совместным предприятием RB Rail контроль качества и координацию проекта, где латвийская часть составляет 23,3 млн евро, а для НДС необходимо 4,4 млн евро. В этой связи Латвии необходимо на 33,8 млн евро увеличить часть софинансирования из госбюджета.
Без учета этой доплаты, в 2024 году необходимая часть софинансирования Латвии составит 2 млн евро, в 2025 году - 17,1 млн евро, в 2026-м - 24,2 млн евро, в 2027 году - 12,8 млн евро, а в 2028-м - 4,9 млн евро. ЕС в этот период выделит 345,817 млн евро.
Согласно данным новейшего анализа, общие затраты по проекту в странах Балтии могут составить 23,8 млрд евро, тогда как в 2017 году они оценивались в 5,8 млрд евро.