РИГА, 23 авг — Sputnik. Возможно, уже с середины следующего года водителей будут штрафовать за превышение скорости даже до 10 километров в час. Такое предложение содержится в разработанном министерством сообщения информационном докладе "Промежуточная оценка эффективности Плана безопасности дорожного движения на 2021—2027 годы".
План был разработан для повышения безопасности дорожного движения в Латвии за счет сокращения количества дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Цель плана — уменьшить к 2030 году количество людей, погибших и серьезно пострадавших в ДТП. В 2020 году в ДТП погибли 139 человек, а тяжелые травмы получили 492 человека.
В министерстве признают, что показатели результативности плана на 2021—2027 годы пока не достигнуты, поэтому план нужно дополнить новыми мерами, разделенными по приоритетности. Эти меры будут вводиться либо немедленно, либо до 2027 года или позднее.
Краткосрочные или немедленные меры включают политику абсолютной нетерпимости к превышению разрешенной скорости до 10 км/ч. Министерство предлагает поправки к нормативным актам, предусматривающие штраф за данное нарушение. Эти изменения вступят в силу уже в августе 2025 года.
Министерство ссылается на исследования, доказавшие прямое влияние превышения разрешенной скорости (даже в пределах 6, 7, 10 км/ч) на тяжесть дорожно-транспортного происшествия или его последствия.
Также в докладе говорится, что в ряде стран ЕС штраф можно получить даже за превышение скорости на 1 км/ч. Например, во Франции штраф за небольшие превышения скорости начинается с 60 евро. Такая же жесткая политика действует в Испании, где превышение скорости даже на 1 км/ч может привести к штрафу. Размер штрафа зависит от степени превышения и составляет от 100 до 600 евро уже за более серьезные нарушения.
В Германии за превышение скорости на 1 км/ч полагается штраф — 20 евро за пределами населенных пунктов и 30 евро в населенных пунктах. В Нидерландах штраф начинается с 1 км/ч, но учитывается допустимая погрешность измерительных приборов в 3-4 км/ч.
В план это не входит, однако в докладе Минсообщения предлагает рассмотреть возможность снижения разрешенной скорости движения в городах, например, до 30 км/ч — в густонаселенных районах или зонах с большим потоком пешеходов и велосипедистов. Разрешенную скорость вне населенных пунктов также можно уменьшить, например, до 80 км/ч, как это установлено в Финляндии, где количество смертей на дорогах на 1000 жителей значительно ниже, чем в Латвии.
В докладе отмечается, что для достижения целей безопасности движения планируется ввести систематическое наказание агрессивных водителей, предусмотреть конфискацию автомобилей с существенными техническими неисправностями, выплату компенсации морального вреда в результате ДТП, связанных с инфраструктурой.
Кроме того, планируется усилить контроль: утроить количество приборов для измерения средней скорости, ввести тесты на реакцию для пользователей инструментов микромобильности, установить более жесткие требования к подготовке молодых водителей, более широко привлекать к контрольным мероприятиям муниципальные учреждения, а также оснастить полицейские автомобили 360-градусными камерами.