Новая система оценок, уроки обороны и оптимизация школ: к чему готовиться ученикам

Нововведения предстоят на всех уровнях и коснутся всех участников реформируемой "экосистемы образования"
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 22 авг — Sputnik. В канун начала учебного года руководство Минобразования суммирует все нововведения, которые в ближайшее время предстоит испытать на себе учителям, ученикам и родителям.

Изменения в содержании

Учения гособороны — новый обязательный предмет для средних школ в рамках блока "Здоровье, безопасность и физическое развитие" — 112 учебных часов в два года. Его реализует Центр Jaunsardze. До того около ста школ изучали его как пилотный проект.
Историю и социальные знания в средней школе будут преподавать как отдельные предметы. Об этом просили ассоциации учителей этих предметов.
Отдельный предмет по сексуальному просвещению в рамках блока "Здоровье" решено не вводить — это слишком чувствительно для общества. Но важная тема частично входит в пять предметов и будут уточняться и пополняться новыми терминами и понятиями, разрабатываться пособия. Также педагогов будут специально обучать, как профессионально говорить на такие темы, не чувствуя дискомфорта, обещает глава Государственного центра содержания образования Инита Юхневича.

Централизованные экзамены

1. Повысится необходимый для получения сертификата уровень оценок за централизованные экзамены.
15% - новый минимум для выпускников 9-х классов, в следующем году будет 20%;
20% - новый минимум для выпускников 12-х классов, но сертификаты прошлых лет действительны и с более низкими процентами.
В прошедшем учебном году в средней школе необходимый минимум был 15% — на экзамене оптимального уровня по математике нужных процентов не набрали 2700 выпускников средней школы, 250 не сдали иностранный язык, 170 — латышский.
В основной школе хоть один экзамен провалили 915 девятиклассников — их оставили на второй год. Эти данные еще будут уточнены после окончания процесса апелляций, которых подали более 2000.
Министр образования Анда Чакша напомнила, что в прошлом году минимальный уровень для 9-х классов не повышали (хоть и планировали) — сочли, что учителя не готовы к новой системе экзаменов. В этот раз время на подготовку было, поэтому дольше решили не откладывать. "Все зависит от знаний и структурирования экзамена — мы работаем над этим, чтобы достижения были выше", — обещала Чакша.
2. Сертификаты о сдаче централизованного экзамена будут выдавать на неделю раньше: 25 июня — за основную школу, 3 июля — за среднюю, обещала Инита Юхневича. Это даст возможность детям своевременно подать заявки в 10-е классы или в вузы, в том числе — в зарубежные.
3. Этот год будет последним, когда школьники могут (по желанию) сдавать экзамен по русскому языку как второму иностранному. Но можно и отказаться как от изучения, так и от экзамена. На третьем уровне (по выбору в средней школе) возможность изучать углубленно русский язык останется. В других вариантах он уйдет в образование по интересам и по желанию, но с целевой дотацией от государства на три часа в неделю.
Уроки по национальной обороне будут проводить вместо физкультуры
4. Вторым иностранным языком с 2026 года должен стать язык стран ЕС, Европейской экономической зоны или стран, с которыми у Латвии на этот счет есть международный договор (с Украиной, Израилем). Учителей не хватает, поэтому МОН ведет переговоры с представительствами образования стран Европы в Латвии — Институтом Гете и Институтом Франции. Возможно понижение требования к владению этими учителями латышским языком — до уровня B2.
5. Не прошла идея отменить централизованный экзамен по первому иностранному языку в 12-м классе, чтобы дети быстрее получали сертификаты. Зато идут переговоры Центра содержания образования, чтобы согласовать требования этого экзамена и международных систем типа IELTS и латвийцам, поступающим в иностранные вузы, не надо было тратить более 200 евро на сдачу.
6. Появится STEM skolas soma для стимулирования изучения STEM-предметов. Система ее работы подобна программе Kultūras skolas soma для приобщения к латвийской культуре (походов в театры, на экскурсии, мастер-классов и т. д.). Тут возможен, например, поход в лабораторию.
7. В этом году обещают прописать в законе ответственность учебных учреждений всех уровней за образование детей до 18 лет.

Новая система оценок

Вводится новая система оценивания успехов учеников основной и средней школы. Оценки будут четырех видов: формативная, диагностирующая, мониторинговая и суммативная. Но непосредственно родителей и детей касаются только первая и последняя. Остальные — информация для учителей и надзорных инстанций, чтобы подформатировать процесс.
1. Формативное оценивание. Во время изучения большой темы (допустим, "оптика" в физике) у ребенка и учителя должно быть понимание, что получается (допустим, "схема преломления света"), а что — нет (допустим, "дифракция"). Это можно проверить тестом на бумаге или электронным, или дать задание. Информация отображается в журнале в виде процентов, зачетов/незачетов или пунктов (например, 5 из 12). Должна быть полная ясность, какие есть слабые места и что надо подтянуть. Это прогнозирует и будущую оценку по контрольной. Хотя само формативное оценивание не учитывается в заключительной оценке семестра или года.
Почему латвийские школьники хорошо сдают экзамены по английскому, а по математике - плохо?
2. Суммативное оценивание — "старые-добрые проверочные работы в конце темы". Но это может быть или проектная работа, или презентация по большой теме. Такие работы подводят итоги каждого этапа обучения — темы, учебного года. В 1—3-х классах оценка ставится в виде уровней освоения, а в 4—12-х классах — по 10-балльной шкале.
Отдельно могут оценивать поведение.
У каждой суммативной оценки есть свой "удельный вес".
Цель новой системы — дать обратную связь школьникам и родителям, чтобы они видели прогресс или регресс, и стимулировать развитие учеников.

Оптимизация школьной сети

Система "деньги следуют за учеником" не работает — это создает неравные возможности для школ и учеников, что отражается на качестве.
Вводится новая система оптимизированной школьной сети, при которой школы будут получать полное финансирование лишь при выполнении норм количества учеников на каждом уровне образования. Если они выполняются — финансирование идет в полном объеме. А дальше распределением денег и полномочий занимается руководитель школы. В том числе и с учетом сбалансированного рабочего времени педагога.
В том числе в этом году реорганизация затронет 93 школы. Всего учеба начнется в 605 школах.