РИГА, 15 авг — Sputnik. В первом полугодии авиакомпания airBaltic работала с убытком. Из-за нехватки двигателей подняться в воздух не могут шесть самолетов. При этом продолжаются переговоры со стратегическим инвестором и продвижение к первичному публичному размещению акций (IPO).
Доходы растут
Предварительные неаудированные финансовые результаты показывают, что доходы airBaltic в первом полугодии превысили 339 миллионов евро. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы выросли на 16%.
Скорректированный показатель EBITDAR (прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации) компании составил почти 77 млн евро, что примерно на 22 млн евро, или 39%, больше, чем за аналогичный период прошлого года.
По оценкам руководства, в бизнесе по-прежнему много вызовов. Например, во втором квартале этого года компания столкнулась с усилением конкуренции со стороны низкобюджетных авиакомпаний в Балтийском регионе.
Однако авиакомпании удалось увеличить количество пассажиров и доход на одного пассажира. В первом полугодии компания перевезла 2,2 миллиона человек, что на 10% больше, чем год назад. Выручка от продажи билетов выросла на 12,3% и составила 241 млн евро. Компания объясняет, что это увеличение было вызвано ростом числа рейсов, восстановлением спроса на полеты и корректировкой стратегической ценовой политики.
В настоящее время доля аэропорта Риги в странах Балтии составляет 56%, аэропорта Таллина - 25%, а аэропорта Вильнюса - 13 %.
Доходы также выросли и от лизинга самолетов - на 44% по сравнению с прошлым годом - и составили 19% от общего объема доходов.
Двигатели и убытки
Рост доходов не помог компании избежать убытков. В первом полугодии они составили 88,8 млн евро.
Как пояснил исполнительный директор авиакомпании Мартин Гаусс, убытки авиакомпании связаны с дефицитом двигателей Pratt&Whitney в 2024 году, а также расходами на амортизацию из-за полного технического обслуживания двигателей раньше срока, что частично связано с проблемами поставок. На убытки влияют также снижение стоимости валют и единовременные расходы, связанные с погашением ранее выпущенных облигаций компании.
В настоящее время из-за отсутствия двигателей не могут взлететь шесть самолетов. В первом квартале таких самолета было три.
Ожидается, что проблемы с двигателями сохранятся в течение 1-2 лет.
Инвестора не раскрывают
В настоящее время компания сосредоточена на IPO, запланированном на вторую половину года.
Как сообщалось, 23 июля этого года кабмин дал добро на переговоры с потенциальным покупателем акций airBaltic. На просьбу рассказать о возможном стратегическом инвесторе Гаусс ответил, что вся информация будет раскрыта позже, так как переговоры продолжаются.
"Как только переговоры будут завершены и договор с инвестором заключен, мы раскроем и регион, и отрасль, которую представляет инвестор. Но пока этого не произошло, мы, к сожалению, не можем этого делать", - сказал Гаусс.
Как сообщалось, в начале июля этого года airBaltic нужно было погасить облигации, выпущенные в 2019 году на сумму 200 миллионов евро. Компания планировала рефинансировать долг за счет выпуска новых облигаций. Однако осенью прошлого года это сделать не удалось, и в этом году компания также не нашла денег. Это вызвало опасения, что рефинансирование долга может не состояться.
Однако в мае текущего года airBaltic заключила соглашения с институциональными инвесторами о продаже облигаций на сумму 340 млн евро. Таким образом, объясняет компания, ей удалось не только рефинансировать облигации на сумму 200 миллионов евро, но и привлечь еще 140 миллионов евро.
В целом спрос со стороны инвесторов значительно превысил предложение. Компания выпустила облигации на 5 лет и 3 месяца (5,25 года) со ставкой 14,5%, что вызвало бурное обсуждение.