Как решать задачи по математике, когда выпускники школ Латвии даже читают плохо?

Среди не сдавших экзамен по математике в этом году много тех, кто сдавал его по второму разу, а также тех, кто учится удаленно и в профессиональных школах
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 30 июл — Sputnik. В этом году значительное число школьников не сдали централизованный экзамен по математике. 10-процентный барьер не смогли одолеть 654 девятиклассника, а 15-процентный минимум - 2700 выпускников средних школ. Учителя математики объясняют причины таких плохих результатов.

Главное - набрать минимум баллов

Преподаватель математики Цесисской государственной гимназии Агрита Бартушевица признает, что в целом знания учащихся по математике стали слабее, при этом она считает, что "этот вопрос нужно исследовать детально, например, по-прежнему высоки достижения Латвии на олимпиадах мирового уровня как по математике, так и по другим предметам STEM, что немыслимо без знаний по математике".
Учитель считает, что предварительные результаты экзамена не совсем точно отражают знания учащихся, а, скорее, указывают на тенденцию: редко, но может случаться, что школьники не могут сконцентрироваться из-за стресса, особенно тяжело приходится тем, кто решает задачи хорошо, но медленно. Ребенку кажется, что он не успеет, он начинает нервничать, пропускает какое-то задание".
Как отмечает Бартушевица, во многом результат зависит от отношения и мотивации учеников работать.
Один из главных камней преткновения – установка "выполнить только то, что надо, чтобы получить положительную оценку, но не больше".
Особенная отсталость в математике: Штейнбука о недофинансировании образования и разработок
Александр Воробьев, учитель математики и физики, бывший директор Инженерной средней школы Рижского технического университета, также указывает на различия в уровне мотивации учеников: "В школе, где нет отбора учеников, вы видите полный спектр, начиная с очень увлеченных школьников, которым нравятся все предметы. Обычно они из семей, где ценится образование. Эти ученики вдохновляют и учителей, а сотрудничество становится более продуктивным. Есть и противоположная часть спектра — школьники, которые последовательно сопротивляются изучению чего-либо, что рано или поздно приводит к не очень приятным результатам. Как правило, нарратив тоже исходит от родителей. Типичное "нам и четверки хватит". Стремиться к минимуму — рискованное мероприятие".

Как составляют экзаменационные задания

Бартушевица и Воробьев назвали несколько факторов, которые не помогают учащимся получать более высокие результаты в математике. Часть упреков высказаны и в адрес содержания самого экзамена по математике.
Центр содержания образования (VISC) не признает проблем с содержанием экзаменационных заданий: "Задания всех централизованных экзаменов составляются в соответствии с результатами, которые должны быть достигнуты по каждому предмету, согласно госстандартам образования. Учитывая новый компетентностный подход, в последние годы в экзамены включаются задания, проверяющие не только знания школьника, но и навыки решения сложных задач".
Воробьев считает иначе: "В прошлом году экзамен больше соответствовал компетентностному подходу. В этом году поменялась команда, которая разрабатывает содержание экзамена. По крайней мере, на оптимальном уровне экзамен, на мой взгляд, стал гораздо более теоретическим и отошел от идеи математической компетентности, которая состоит не только из знания фактов. Экзамен в этом году больше касался объема памяти, но помимо этого есть еще около 10 компонентов математической компетентности, которые, к сожалению, экзамен не проверяет". Составители экзамена увлеклись моделированием и критическим мышлением, но получилось очень абстрактно".
Латвийские школьники хуже всего знают математику: результаты экзаменов в 9-х классах
Кроме того, даже если бы экзамен соответствовал новому образовательному стандарту, он все равно вызвал бы проблемы у некоторых учеников, поскольку их вообще не обучали по этому стандарту.
"Я часто с этим сталкиваюсь, когда провожу лекции и занятия. Начинаются разговоры о методике, и оказывается, что учитель преподает не то что по старому стандарту, а даже по древнему. Учитель говорит, что новый стандарт ему не нравится, но можно предположить, что он вообще в него не вникал. Негативная реакция идет от неинформированности. А потом все эти школьники приходят на экзамен, который, хорошо это или плохо, составлен по новому стандарту", - говорит Воробьев.

Не умеют читать

По словам учителей, экзамен по математике стал для некоторых учеников и проверкой на умение читать. "Если задание занимает целый абзац, это вызывает трудности у учеников — они воспринимают только короткие предложения", — говорит Бартушевица.
"Мы прекрасно знаем, сколько в начальной школе детей, которые не читают. В 9-х и 11-х классах они все еще читают едва ли не по слогам. Ученик, не умеющий читать, увидев текст длиной в абзац, страдает, хотя это же самое требование стандарта можно было бы проверить лаконичной математической формулировкой, потому что он при всем желании не способен понять текст за такое короткое время. Следовательно, он не понимает смысла, хотя у него, возможно, и есть знания по математике", - говорит Воробьев.

Хотите повысить результат - включайте больше простых заданий

Также учителя критически высказались об отсутствии в содержании экзаменов первого уровня знаний.
"Экзамен очень быстро нарастает до более высоких уровней знаний. Вроде бы это не так, потому что пятая часть экзамена охватывает только низкие уровни, но если посмотреть на суть задач, которые теоретически заявлены как низший уровень, то и для их решения нужно владеть понятиями. Это усложняет задачу. Во-вторых, часто приходится связывать несколько математических тем, а это ни в коем случае не является задачей первого уровня", — говорит Воробьев.
В Латвии 17% учеников находятся на нулевом и первом уровнях знаний, и, по словам Воробьева, этот экзамен им совершенно не подходит. "Кто-то скажет, что экзамен должен соответствовать стандарту, но требования этого стандарта тоже можно проверить по-разному. Не надо исключать эту пятую часть учеников — недаром именно пятая часть школьников не сдает экзамен. В VISC говорят, что ученики ленивы и получают 0 баллов, потому что не старались. Но мы уже знаем, что этим ученикам объективно нечего делать на экзамене, даже если они стараются", — добавил учитель математики.
"Я считаю, что каждую тему надо начинать с самого простого, чтобы не пугать учеников. На экзаменах нужны более точные формулировки", — вторит ему Агрита Бартушевица.
Она приводит пример: "На экзамене по математике в 9-м классе задания, где двусторонняя лестница образует угол 72 градуса с полом, некоторые не поняли, потому что не представляли себе, что две лестницы имеют одинаковую длину и образуется равнобедренный треугольник. Это можно было бы легко показать на рисунке, и проблемы не было бы".
VISC и тут не признает ошибок. "При составлении экзаменационных заданий не должны учитываться нехватка преподавателей или ухудшение навыков чтения учащихся. В обязанности руководителя образовательного учреждения входит обеспечение квалифицированных учителей, чтобы учащиеся могли освоить необходимые навыки и знания, которые проверяются на централизованном экзамене. Также школы уже несколько лет уделяют особое внимание популяризации чтения, поскольку и международные исследования также доказывают, что умение читать является основой для изучения других предметов", — заявляет VISC.