Зерно есть, контрактов нет: Лиепайский порт в этом году работает как склад

Латвийские фермеры свозят зерно в Лиепайский порт в надежде на контракты - но сроки отправки неясны
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 29 июл — Sputnik. Уборка зерновых в этом году началась гораздо раньше обычного. Соответственно, раньше начался и прием зерна на терминалах Лиепайского порта. При этом активный период перевалки начнется только в сентябре. Портовиков не устраивает, что они сейчас фактически работают как склады, передает LSM.
Причина ранней уборки — в погоде, было слишком жарко, а осадков мало.
По словам члена правления Liepaja Bulk Terminal Юрия Матвеева, терминалам пока сложно понять, куда будет отправляться зерно, которое сейчас стекается в порт, ведь конкретных контрактов еще нет. И тут возникает проблема.
"Моя критика всегда относилась к тому, что терминалы должны работать на перегрузку, перевалку, выполнении заключенных контрактов, а не просто принимать на хранение, которое никто оплатить не может. А потом все удивляются, почему у нас такие низкие обороты в порту. Это уже проблема "с бородой". Наша позиция — мы всегда стараемся узнать у клиента его пожелания или его существующий контракт, и если там будет хотя бы даже сто тысяч тонн, то мы готовы их выполнить. Но мы тогда понимаем, что контракт есть на бумаге, есть сроки, есть качество, есть количество. И мы тогда готовы работать и максимально удовлетворять потребности клиентов", - пояснил Юрий Матвеев.
Транзит
Компания из США закупает зерно в РФ и просит перевезти. Как Латвия может отказать?
А пока машины свозят зерно в порт в надежде на контракты. Какие-то уже есть. Но в них, как отмечает Матвеев, указано — "с отгрузкой с 15 августа по 15 октября", или даже "до 15 декабря".
"То есть покупатель, а это, как правило, большие мировые торговые дома, которые занимаются зерном, могут позвать тогда, когда ему будет выгодно. Невзирая на наши желания, проблемы, что у нас там может места не хватить или что-то еще. А он будет смотреть на какие-то фрахтовые составляющие. И может в любое время, когда ему заблагорассудится, подать корабль к погрузке. Поэтому сиди и гадай — на три месяца у тебя партия зерна, которая может уйти либо в начале, либо в середине, либо в конце этого срока. И это общая проблема всех терминалов Латвии, которые работают с большими партиями зерна", - говорит эксперт.
В настоящее время интенсивный обмолот идет в Земгале, а также в Курземе. В Видземе и Латгалии зерно еще созревает, и постепенно начинается обработка только ранних сортов. По мнению экспертов, урожайность может быть немного лучше, чем в прошлом году, но и количество, и качество можно будет оценить только после окончания молотьбы.
О том, что в этом году качество зерновых сильно различается в зависимости от сорта, сказал председатель правления АО Dobeles dzirnavnieks Кристапс Амсилс. Он отметил, что жаркая и сухая погода этого лета негативно сказалась на качестве зерна. Ранняя озимая пшеница слишком быстро завяла и не вызрела до потенциальной урожайности и качества, а клейковина в зерне не успела развиться. Урожайность озимого ячменя в этом году не такая высокая, как ожидалось, из-за раннего повторного укоса. Также начался обмолот озимой ржи, качество которой в этом году сильно отличается в разных хозяйствах.
В то же время Амсилс подчеркнул, что из-за накрывшей в понедельник Латвию бури и обильных осадков ситуация с зерновыми культурами в Латвии резко изменилась, особенно в Земгале и Курземе.
Судить об общем ущербе пока рано, так как дожди и грозы еще продолжаются, но уже сейчас можно прогнозировать, что пострадает как объем урожая, так и качество зерна. Во многих районах неубранный урожай был смыт, а поля затоплены.