РИГА, 25 июл — Sputnik. Сегодня состоялось очередное заседание парламентской следственной комиссии по изучению ситуации с реализацией проекта века Rail Baltica. Впервые заседание было открытым, до этого депутаты проводили обсуждение в закрытом режиме (были заслушаны представители Госконтроля и Генпрокуратуры), пишет Bb.lv.
Сегодня у членов комиссии была возможность задать вопросы тем, кто стоял у истоков реализации проекта века и кто делал финансовую экспертизу, — пред депутатскими очами предстали аудитор компании Ernst&Young Baltic и Байбе Рубеса — первый руководитель управляющей компании по реализации проекта Rail Baltica – RB Rail.
Депутаты в ходе заседания пытались узнать, как получилось, что в 2016 году считалось, что общие расходы на реализацию проекта в Латвии составят всего 1,9 миллиарда евро, учитывая и масштабность проекта, и неизбежную инфляцию в процессе строительства, который обещал быть долгим.
Выяснилось, что смета сначала базировалась на основании исследования и расчетов, сделанных еще в 2012 году. То есть уже в 2015—2016 годах, когда только утверждались первые рабочие документы в рамках реализации проекта, заявленная сумма уже не отвечала реалиям тех лет.
Но ни в ту пору, ни впоследствии политическое руководство даже не озаботилось финансовым вопросом и не стало бить тревогу по поводу острого дефицита средств на реализацию проекта. "Это же детский подход! Как такое возможно?!" — сокрушался на заседании председатель парламентской следственной комиссии Андрис Кулбергс.
В 2017 году Ernst&Young Baltic оценила затраты на Rail Baltica в 5,788 миллиарда евро — в пересчете на один километр трассы расходы были вдвое ниже, чем на аналогичные проекты в ЕС.
Представитель EY сообщил, что оценка затрат основывалась на информации, предоставленной инженерами. "У нас не было задачи оценивать затраты или высказывать мнение о проделанной инженерами работе", — добавил представитель EY. По его словам, данные поступили от Минтранса.
Представитель RB Rail подтвердила: "У нас не было ни компетенции, ни задачи оценивать затраты. Когда анализ затрат и выгод был представлен, говорилось, что через пять лет такой анализ должен быть проведен снова, так как проект будет более зрелым и затраты изменятся", — сказала Рубеса.
Как сообщалось, в настоящее время нет ясности в отношении дальнейшей модели реализации и управления проектом Rail Baltica, а также источников финансирования, так как, согласно данным новейшего анализа, общие затраты по проекту в странах Балтии могут составить 23,8 млрд евро, тогда как в 2017 году они оценивались в 5,8 млрд евро.
Генеральная прокуратура 3 июня начала проверку действий должностных лиц, ответственных за реализацию проекта Rail Balticа, которые без согласования взяли обязательства перед государственным бюджетом, заключая договоры о строительных работах в рамках проекта.
В свою очередь, Сейм решил создать парламентскую комиссию по расследованию ошибок, допущенных при реализации проекта.