РИГА, 3 июл — Sputnik. Глава министерства образования и науки Анда Чакша прокомментировала текущую обстановку в сфере образования, передает LR4.
Накануне Госконтроль завершил ревизию латвийской системы образования и огласил выявленные недостатки. Так, эксперты зафиксировали массовый отток из школ молодых педагогов – каждый третий учитель увольняется, не проработав даже пяти лет.
Говоря о данной проблеме, Чакша напомнила, что ситуация с оттоком педагогов не уникальна для Латвии – подобный процесс происходит во многих других странах, поскольку данная профессия связана с колоссальной ответственностью и большим стрессом.
"Мотивировать молодого человека пойти в педагогический вуз – задача крайне сложная. Однако уже сейчас многое для этого делается – есть конкретные механизмы поддержки, стипендии, увеличивается количество бюджетных мест в подобные вузы. Но столь же важно сделать программу подготовки обучения будущих педагогов современной и соответствующей нынешним реалиям, чтобы ученики не казались более продвинутыми, чем их педагоги", – отметила министр.
Также хорошей мотивацией для учителей должна стать достойная зарплата. Цель министерства – к 2027 году довести размер средней ежемесячной выплаты до 2,5 тысячи евро.
"Пока же учителей в Латвии остро не хватает. Новый учебный год школы встретят с дефицитом кадров: каждой школе не хватает как минимум одного учителя. Но это "средняя температура по больнице". В реальности же во многих школах ситуация гораздо более напряженная. Больше всего педагогов не хватает в школах Риги, где учится половина всех латвийских школьников", – признала Чакша.
Одновременно с нехваткой профессиональных кадров в школах продолжаются языковые проверки учителей. По данным Центра содержания образования, в этом году за недостаточное знание латышского были оштрафованы 107 педагогов.
"У нас нет пути назад, цель поставлена. И эта цель – единая школа. Второй год реформы – самый сложный. Тут возникает вопрос об ответственности самоуправлений и директоров школ, которые принимают на работу учителей с недостаточным знанием государственного языка. Учитель – это профессия, которая требует определенных стандартов", – считает глава ведомства.
При этом Чакша подчеркнула, что лично она выступает против репрессивных мер.
"Мой подход таков: главное – не штрафовать, а поддерживать. И мы стараемся поддерживать учителей через языковые курсы, через другие механизмы. Нам важен каждый человек", – сказала она.
Еще одна проблема латвийского образования была выявлена в ходе проверки экзаменов у выпускников 9-х классов. В этом году они сдали экзамены еще хуже, чем в прошлом, – средний объем правильных ответов по английскому языку составил 63%, а по математике – всего 43%.
"Эти цифры показывают, что быстрых изменений в сфере образования ждать не приходится. Для того, чтобы ситуация изменилась, требуется время", – прокомментировала ситуацию министр.
По ее мнению, школам необходимо выявлять детей, у которых есть проблемы с учебой, еще в младших классах. В этом случае количество проваливших экзамены школьников значительно сократится.
"Пока же у министерства до этого не доходят руки. Трудно заниматься превенцией, когда горит дом", – заключила Чакша.