Операция по демилитаризации Украины

Украинские компании страдают от дефицита мужчин

Работодатели пытаются заменить мужчин призывного возраста женщинами, подростками, пенсионерами и мигрантами
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 2 июл — Sputnik. Из-за массовой мобилизации и связанных с ней проблем на украинском рынке труда "заканчиваются" мужчины, пишет украинское издание "Страна".
По новому закону о мобилизации, принятому в конце мая, работодатели обязаны сообщать в орган воинского учета (ТЦК) о всех военнообязанных мужчинах и даже в случае необходимости "доставлять" их в военкоматы. В связи с этим мужчины, опасаясь получить повестку на работе, начали массово увольняться.
Накануне вступления в силу нового закона о мобилизации водители-дальнобойщики стали отказываться выходить на рейсы, опасаясь, что им станут вручать повестки прямо на границе. Также несколько десятков водителей фур блокировали Одесскую трассу, требуя решить вопрос с бронированием.
Как говорит глава Ассоциации международных экспедиторов и владелец одесской транспортной компании Виктор Берестенко, нехватка водителей-международников достигла 50%, то есть на каждую вторую фуру уже некого сажать за руль. ТЦК сейчас может закрыть любую транспортную компанию - если он вручит повестки десяти водителям, выполнять заказы клиентов фирма попросту не сможет.
Операция по демилитаризации Украины
Украинские уклонисты тонут в реке смерти
Спустя почти полтора месяца с момента вступления в силу нового закона о мобилизации ситуация только ухудшилась. Водители массово бросают фуры за границей и не возвращаются на Украину, многие увольняются и ищут работу без оформления, пусть и на меньшие деньги.
Возможность бронирования сотрудников уже стала конкурентным преимуществом бизнеса. Такой "бонус" стали указывать в описаниях вакансий на площадках по трудоустройству. И, как говорят кадровики, бронь действительно позволяет привлечь лучших специалистов, даже если при этом предлагается зарплата ниже рыночной.
"Наши предприятия имеют статус стратегических, то есть могут бронировать людей. Но пока оформляется бронь, работникам вручают повестки. И отсрочки дожидаются далеко не все", - говорит глава концерна по производству домашнего текстиля "Ярослав" Александр Барсук.
Но те предприятия, которые не могут решить вопрос с бронью, сталкиваются с огромным дефицитом кадров.
"Все рабочие специальности на сегодня в дефиците, начиная от грузчиков и заканчивая слесарями и станочниками", - говорит глава Института профессиональных квалификаций при Конфедерации работодателей Украины Родион Колышко.
По данным сайта rabota.ua, с дефицитом кадров сейчас сталкивается 75% украинских компаний. Киевский метрополитен из-за кадрового дефицита даже сменил график движения поездов.

Женщины идут на смену мужчинам

В компаниях уже активно ставят кадровые эксперименты - женщин берут на работу на такие "мужские" вакансии, как водители тяжелой грузовой или спецтехники. Заместитель министра инфраструктуры Александр Деркач недавно сообщил, что на Украине готовятся запустить национальную программу по обучению женщин управлять фурами.
"Нам необходимо заменить тех водителей, которые сейчас защищают страну на фронте", - пояснил он.
Впрочем, похожие курсы на Украине уже есть. Одни из них проводит организация Reskilling Ukraine совместно с компанией Scania. Под этот проект удалось привлечь финансирование шведского правительства. Уже выпустили несколько групп водителей- женщин (их готовят в Киеве и Тернопольской области).
Обучение бесплатное, но учат не с нуля - нужно уже иметь права с категорией "В" (она дает право управлять легковым авто) и водительский стаж не менее трех лет. Как рассказали представители этой организации, работодатели в буквальном смысле становятся в очередь за выпускницами курсов.
Блондинка за рулем фуры с зарплатой 1200 евро: куда латвиек гонит безработица
Женщины-водители уже работают в онлайн-супермаркете "Фоззи" и на "Укрпочте". Есть женщины-водители в компании по добыче железной руды "Феррекспо", причем их сажают даже за руль больших самосвалов.
На сайтах по трудоустройству появились и вакансии специально для женщин-водителей. К примеру, на rabota.ua выставлено объявление компании SFI Ukraine, которая ищет женщину на должность водителя категории "С" (для работы на машине скорой помощи). В Броварах предлагают работу водителям (мужчинам или женщинам) на погрузочных карах на складе. Зарплата - 24 тысячи гривен, основная обязанность - перемещать товар по складу.
Женщин пытаются заманить и на другие традиционно мужские вакансии. К примеру, металлургический комбинат "Арселор Миттал Кривой Рог" провел рекламную кампанию "Женщины руководят тут". Девушки уже работают на прокатных станах, хотя до войны занимались в основном административной работой. Из 18 тысяч работников предприятия призвали больше 3,5 тысячи.
Но, как говорит глава Института профессиональных квалификаций при Конфедерации работодателей Украины Родион Колышко, заполнить мужские вакансии женщинами попросту нереально. Это может быть эксперимент, возможно, получится частично заполнить "мужские" рабочие места, но полностью проблему не решить.
"Немало таких вакансий подразумевают нелегкий физический труд. Даже тем же водителям приходится участвовать в погрузке и разгрузке. Далеко не все женщины могут справиться с такой работой, а главное - многие попросту не хотят переквалифицироваться на "мужские" профессии, так как на рынке хватает и "женской" работы", - говорит Колышко.

Мигранты и пенсионеры

Все больше украинских компаний ищут мужчин-иностранцев, в частности мигрантов. Особенно активны в этом плане строители - они уже приглашают плиточников, каменщиков и бетонщиков из Таджикистана и Узбекистана.
По данным Конфедерации работодателей Украины, количество официально зарегистрированных работников в сегменте строительства с начала войны сократилось почти на 25%. Но в самих строительных компаниях оценивают нехватку рабочих в 30-40% от потребностей.
Исполнительный директор Ассоциации западноукраинских застройщиков Юрий Мартынюк говорит, что строительные компании их региона "присматриваются" к рабочим из Молдавии.
"Но, чтобы массово их брать на работу, нужно, чтобы власти упростили оформление иностранных специалистов, которое все еще остается слишком сложным для компаний", - говорит он.
Мир сделал ставку на миграцию
В рекрутинговой компании WorkMasters отметили, что с начала конфликта привезли на Украину около сотни рабочих из разных стран (в том числе из Пакистана, Непала, Индии, Бангладеш и стран Африки). Есть заказ еще от десятка компаний, в рамках которого планируется привлечь больше ста работников на вакансии разнорабочих, грузчиков, строителей и др.
"Работник из Непала или Африки - это пока очень экзотично для нас. Как я буду с ним общаться, если в английском не силен? У меня работают несколько мастеров из Таджикистана, их сейчас к нам немало едет, несмотря на войну. Раньше они работали в России, но там ситуация с трудоустройством ухудшилась. Мы платим им столько же, сколько и нашим: в зависимости от квалификации и объема работ до 40-55 тысяч гривен в месяц. Претензий по работе к ним нет. На следующий год думаю "выписать" еще несколько мастеров из Таджикистана - их обещают подыскать мои работники. Если мобилизация будет идти такими темпами, как сейчас, у нас скоро все стройки станут "азиатскими", - говорит застройщик Андрей, который реализует несколько проектов по возведению таунхаусов в Киевской области.
Иностранцев пытаются привлекать и транспортники. Но не напрямую, с оформлением в штат, а как "командировочных".
"Брать иностранных водителей в штат - это очень дорого, так как работодателю нужно будет платить повышенные налоги. Это невыгодно", - пояснил глава АСМАП Владимир Балин.
Те компании, которые имеют подразделения в Европе (а их с начала войны открыли очень многие транспортники), перебрасывают водителей-иностранцев на маршруты с Украины или на Украину, оформляя это как командировку. В этом случае преимущества очевидны - водители могут проезжать многочисленные блокпосты без рисков получить повестку. Но платить им приходится на 25-30% больше, чем украинцам.
Работать на пенсии не хочется, но приходится: пожилым латвийцам иначе не выжить
Глава компании "Молочный альянс" Сергей Вовченко возлагает большие надежды на юношей допризывного возраста - их готовы обучать и брать на работу на заводские вакансии или водителями.
Руководитель КП "Тепловик" Александр Душенко также рассказал, что они активно сотрудничают с ПТУ - берут учеников на практику и предлагают постоянную работу.
"Если исполнилось 18 лет - берем в штат. Таких работников не мобилизуют, их можно подучить и какое-то время будут трудиться", - отметил он.
Но далеко не все выпускники хотят трудоустраиваться по рабочим профессиям, особенно на небольшие зарплаты. Поэтому, как говорит Душенко, они активно возвращают в строй пенсионеров.
"Если в прошлом году у меня было много работников в возрастной категории 60 плюс, то сегодня речь уже идет о 70 плюс. К примеру, нашему сварщику 74 года", - рассказал Душенко.