РИГА, 27 июн — Sputnik. Депутаты паникуют из-за проекта Rail Baltica – именно так можно описать атмосферу состоявшегося в среду, 26 июня, заседания комиссии Сейма по государственным расходам и аудиту, рассказал бывший вице-президент Latvijas dzelzceļš Айварс Стракшас в комментарии на Pietiek.
Эйфорию от того, что ЕС подарит нам скоростной поезд и, как мы видим сейчас, необоснованный оптимизм политиков – мечты о том, что вдобавок дадут еще и деньги на ответвление до Рижского вокзала, еще один мост через Даугаву и сообщение с аэропортом, постепенно сменила паника. Получается, что за все "экстры" придется платить самим, указывает Стракшас.
А почему строительство Rail Baltica началось с этих добавочных объектов, почему скрывались истинные расходы на Rail Baltica? В этом пусть разбирается следственная комиссия Сейма. Сейчас самый важный вопрос – что делать? И хороших решений не существует. Придется выбрать лучшее из худшего, считает экс-глава LDz.
Что бы ни говорили о стратегической и военной значимости проекта, понятно, что при определенном уровне затрат и эти цели станут чересчур дорогими. Насколько я понимаю, депутаты Сейма пришли к выводу, что за те восемь миллиардов евро, которые придется взять в долг, при том что суммы постоянно меняются, никакой скоростной поезд нам не нужен. Дешевле будет вернуть потраченные впустую деньги ЕС. "Вот с этим я согласен. У нас есть более важные отрасли, куда вкладывать деньги. Хотя бы образование и демография", – пишет Стракшас.
С другой стороны, возможно, будет полезно ограничить необоснованные фантазии некоторых политиков и строить то, что Латвия может себе позволить? Если строительство высокоскоростного поезда — это расточительство, возможно, с Европой Прибалтику может соединить простая электрифицированная железнодорожная линия. Получится дешевле в разы, грузов и пассажиров будет больше, затраты на обслуживание будут меньше, стратегические и военные цели также будут достигнуты. Поскольку денег нет и у эстонцев с литовцами, возможно, удастся договориться о таком варианте. До 2030 года можно успеть. Вероятно, удастся в этом убедить и ЕС, поэтому не придется даже возвращать 256 миллионов, заключает Стракшас.
Ранее Госконтроль сообщил, что строительство железнодорожной линии на территории Латвии с 1,97 млрд евро, заявленных в 2017 году, подорожало до 9,59 млрд евро в ценах 2023 года, при этом под большим вопросом подорожание до 2030 года, когда строительные работы должны завершиться, но, скорее всего, не завершатся.
На реализацию Rail Baltica от ЕС Латвия получила 915 млн евро, из которых освоено 28%, то есть – 256 млн.
С целью снизить строительные расходы на первом этапе вместо запланированных двух путей будет построена однопутная дорога. Однако вся связанная инфраструктура, насыпи, путепроводы и мосты будут построены, предусматривая двухколейную дорогу, — тем самым сохраняя возможность увеличить мощность инфраструктуры, сообщила управляющая проектом компания RB Rail.