РИГА, 26 июн — Sputnik. Франция и Италия борются за главный экономический портфель следующей Еврокомиссии, пишет Financial Times.
В четверг 27 лидеров ЕС соберутся на решающий саммит в Брюсселе, где Урсуле фон дер Ляйен понадобится их поддержка, чтобы обеспечить свой второй срок на посту президента Еврокомиссии. Различные страны, в том числе Франция и Италия, назвали преференции относительно портфелей следующей комиссии ценой своей поддержки.
Президент Франции Эммануэль Макрон и премьер-министр Италии Джорджия Мелони находятся в ссоре, поскольку они заинтересованы в одной и той же должности для своей страны – вице-президента Еврокомиссии, отвечающего за торговлю, конкуренцию и промышленную политику.
"Главная проблема, с которой мы сейчас сталкиваемся в отношении высших постов, заключается в том, что Мелони и Макрон, вероятно, хотят одного и того же в отношении портфелей следующей комиссии", – сказал директор французского журнала Le Grand Continent Жиль Грессани.
"Они определенно заинтересованы в том, чтобы их считали лидерами следующего этапа, и в то же время они довольно хрупкие фигуры", – добавил он, имея в виду поражение Макрона от своих крайне правых соперников на выборах в Европарламент в прошлом месяце, что побудило его объявить досрочные национальные выборы, а также изоляцию Мелони на собрании лидеров ЕС после этих выборов.
Правоцентристская Европейская народная партия фон дер Ляйен получила наибольшее количество мест. Центристские социалисты и демократы заняли второе место и выдвинули бывшего премьер-министра Португалии Антониу Кошту следующим президентом Европейского совета, в то время как премьер-министр Эстонии Кая Каллас, которая входит в либеральную группу Макрона Renew, выдвинута на пост следующего верховного комиссара ЕС.
Однако в дополнение к согласованию этих трех высших постов лидеры ЕС рассматривают сложную матрицу назначений в комиссии, которая должна учитывать партийную принадлежность, географический баланс и политическое влияние.
Распределение национальных портфелей официально является прерогативой фон дер Ляйен, но на практике это результат дипломатических рукопожатий и политических благосклонностей.
Мелони, президент крайне правой партии европейских консерваторов и реформистов, настаивает на том, чтобы сильные результаты ее партии на выборах – в дополнение к влиянию Италии как третьей по величине экономики блока – были отражены в переговорах о распределении должностей.
Итальянские чиновники назвали торговлю и конкуренцию (области, в которых Брюссель имеет исключительную компетенцию), а также общий бюджет и промышленность блока в качестве сфер интересов. Во многом это те же области, к которым стремится и Франция.
Франция заинтересована в высшем посте Еврокомиссии, который имеет полномочия контролировать политические и финансовые рычаги для реализации промышленной политики, сказал дипломат, знакомый с ходом переговоров. Нынешний еврокомиссар от Франции Тьерри Бретон отвечает за промышленную политику, включая оборону как часть своего единого рыночного портфеля.
Ни Париж, ни Рим не хотят претендовать на пост экономического комиссара, который в настоящее время занимает Италия, а в 2014–2019 годах занимала Франция. Эта должность контролирует соблюдение правил ЕС по долгу и дефициту, которые обе страны нарушают.
Оба государства имеют большую задолженность, сокращающуюся промышленную базу и стареющее население. Их интересы часто пересекаются по политическим вопросам – начиная от реформирования бюджетных правил блока и заканчивая разрешением слияний крупных европейских компаний.