РИГА, 20 июн — Sputnik. В саму структуру проекта магистрали Rail Baltica заложен конфликт интересов, заявил министр сообщения Каспарс Бришкенс. Заключается он в следующем: в совместном предприятии RB Rail латвийским акционером выступает госпредприятие SIA Eiropas dzelzceļa līnijas (EDZL), которое отвечает за латвийский участок Rail Baltica.
Получается, что те, кто являются исполнителями на национальном уровне, одновременно являются и акционерами предприятия, которое должно за ними присматривать. "Возникает ситуация, когда предприятие надзирает за своими акционерами",— констатировал Бришкенс.
По его словам, чтобы это исправить, латвийские акции в ответственной панбалтийской компании RB Rail надо отдать Минсообщения, а ответственное за латвийский отрезок магистрали предприятие EDZL — встроить в общую железнодорожную систему страны, объединив с Latvijas dzelzceļš.
Он отметил, что это будет полезно еще и для разворота латвийской железнодорожной системы на запад. Латвия старается минимизировать любое влияние — технологическое и прочее — с востока на железную дорогу, а встраивание проекта Rail Baltica в общую систему поможет "повернуть ее в сторону Европы".
На вопрос, когда эти изменения могут произойти, он ответил, что интеграция EDZL в латвийскую железнодорожную систему может занять несколько месяцев, но уже на всех связанных с проектом уровнях произошли изменения — в совете RB Rail, в правлении EDZL, в самом министерстве появилась заместитель госсекретаря, ответственная за этот проект.
По словам министра, о проблемах Rail Baltica сигналы поступали еще в 2019-м. В частности, тогда тревогу подняли работники RB Rail, и, как оказалось, не зря. Однако, подчеркнул он, проблемы Rail Baltica не означают, что проект надо сворачивать. Проект критически важен и Латвии, и всем странам Балтии, и всей Европе — с точки зрения транспортной связности ЕС и с точки зрения военной мобильности.
Ранее стало известно, что проекту Rail Baltica катастрофически не хватает денег. Первоначальная оценка стоимости всей магистрали составляла 3,68 млрд евро, в 2017 году ее пересмотрели, повысив до 5,79 млрд. Сейчас же, как сообщает RB Rail, ссылаясь на новый анализ затрат и выгод, общая стоимость проекта составит 23,8 млрд, а первая часть — собственно создание коридора от Таллина до литовско-польской границы — 15,3 млрд, из которых на Латвию приходятся 6,4 млрд (это примерно в пять раз больше, чем по первоначальной оценке, которая составляла 1,27 млрд евро).
"С целью снизить строительные расходы на первом этапе вместо запланированных двух путей будет построена однопутная дорога, однако вся связанная инфраструктура, насыпи, путепроводы и мосты будут построены, предусматривая двухколейную дорогу, — тем самым сохраняя возможность увеличить мощность инфраструктуры", — признает RB Rail.