РИГА, 17 июн — Sputnik. Если Минсообщения в кратчайшие сроки не создаст план, как продвигать проект Rail Baltica, в госбюджете придется искать несколько миллиардов евро - не только чтобы заплатить строителям за выполненные работы, но и чтобы вернуть Евросоюзу уже потраченное на проект. Об этом заявил бывший глава Минсообщения Анрийс Матисс в интервью Neatkarīgā.
- Что показывает нынешняя ситуация вокруг проекта Rail Baltica? Неужели происходящее делает явным то, что со стороны государственной власти не было никакого надзора за проектом?
- Похоже на колоссальную анархию в планировании проекта со стороны тех, кто его внедрял, а не государства. Минсообщения не было информировано о происходящем. Главная проблема в том, что проект оброс дополнительными объектами - региональными станциями, о которых изначально было сказано: их никто не будет строить, их придется финансировать из госбюджета.
Расходы на строительство Центрального вокзала выросли втрое - он один стоит около 600 миллионов. Еще ведь задумано и всю реконструкцию аэропорта выполнить на деньги Rail Baltica. Этот проект Европа опять финансировать не будет. Так что все это придется покрывать из госбюджета, 2,5 миллиарда, которых не хватает, придется искать там.
Это означает - повышения НДС на 1% вряд ли хватит. Чтобы можно было финансировать этот проект, НДС надо повысить на 5%. Евросоюз не будет финансировать региональные станции, капитальную реконструкцию Центрального вокзала. Там теперь не две колеи, а четыре, и не только новая пристройка, а все здание будет реконструировано. Все эти вещи изначально предусмотрены не были - это увеличило стоимость проекта.
Конечно, в других странах Балтии тоже все подорожало, но это связано с ростом цен на стройматериалы, ситуацией на Украине, ростом затрат на металл, топливо - и это объективно. Но это всего одна сторона медали, вторая - эти дополнительные объекты, которые кто-то из любезности разрешил запроектировать, не проинформировав правительство, что за это придется платить, и в результате нам надо платить вчетверо больше, и это не европейские деньги, а латвийские. Это деньги госбюджета, и к 2030 году надо будет найти минимум два миллиарда.
- Кто-то взял и что-то запроектировал. Как такое может быть? В государстве есть определенная система, за отрасль отвечает Минсообщения.
- Кто-то это заказал. Значит, RB Rail кто-то заказал, а вот согласовал ли - этого никто не знает. Минсообщения не поставило в известность правительство. У Минсообщения денег нет. Если предусмотрены такие дополнительные объекты, как шесть региональных станций, надо идти в правительство и спрашивать, можем ли мы это позволить.
Никто этого у правительства не спросил - ни Минсообщения, ни RB Rail. Сейчас рассекречены квартальные отчеты. Там ничего такого не было. Кто-то взял на свою голову какие-то обязательства, за которые теперь придется отвечать правительству.
Несколько недель назад в Латвии побывала координатор Rail Baltica от Евросоюза Катрин Траутманн. Она сказала: к 2040 году поезда должны ходить. Если они ходить не будут, может случиться и так, что деньги придется возвращать. И опять из госбюджета.
В целом координация проекта была убогой - каждый поступал с ним, как со своим персональным проектом, обязательства предпринимателей не имеют покрытия, об этом не проинформированы ни правительство, ни парламент, ни Минфин. Однозначно надо искать виновных, ведь таких обязательств Латвия еще никогда на себя не брала.
- Мы говорим "кто-то" - можем ли мы точно сказать кто?
- Надо искать, кто все это заказывал - ведь можно посмотреть, кто дал задание проектировщикам, кто выбрал дополнительные новые станции, кто поставил подпись под этим. Нынешний министр, насколько мне известно, тоже шесть или более лет проработал именно по планированию Rail Baltica в RB Rail или на одном из этих предприятий, надо понять, чья подпись стоит под этими документами. Думаю, это нетрудно найти.
- Может быть, бывший сотрудник Rail Baltica именно теперь стал министром сообщения, чтобы все это "замести под ковер"?
- Сомневаюсь, удастся ли, ведь такого скандала в Латвии, по-моему, еще не было. На госбюджет возложили обязательства в размере минимум двух миллиардов, и никто не будет виновен? Это невозможно. Чтобы залатать эту дыру, к 2030 году НДС надо увеличить на 5%.
Строительные фирмы протестовать не будут, не объявят себя неплатежеспособными, но настанет момент, когда они все же потребуют свои деньги. Я так понял, что долг строителям - 40 миллионов за один лишь Центральный вокзал. Однажды они потребуют деньги, а денег-то нет.
- Денег нет, виноватых нет, ничего нет...
- Надо искать, аirBaltic государству стоила в 3-4 раза меньше этого проекта.
- Когда вы были министром сообщения, да и позднее, вам было ясно, на чем основан экономический расчет для этой линии Варшава - Таллин? Кто-то считал, за сколько лет она окупится? Каково экономическое обоснование?
- Да, было такое исследование, очень подробное, на несколько сотен страниц, по-моему, оно до сих пор доступно в интернете. Там можно прочитать, на основании чего считали и вложения, и грузовые перевозки - планировалось примерно 20-30 миллионов тонн грузов, давались оценки по пассажирам и расходам, но, конечно, по ценам 10-15-летней давности.
Это подорожание - не только из-за роста расходов, оно формируется из того, что изначально не предусматривалась полная реконструкция Центрального вокзала и модернизация всех терминалов Рижского аэропорта. В аэропорту предполагалось только построить станцию.
- Если наше государство загоняют в банкротство с этой железной дорогой, какой смысл ее вообще строить?
- Сейчас, чтобы съездить на поезде в Таллин, нам надо потратить 8 часов, и это несерьезно. На автобусе можно доехать в два раза быстрее поезда. Это не работает. Нужна современная инфраструктура, соединяющая нас с Европой, - в этом, по-моему, никто не сомневается. Должно быть это соединение с Европой и для пассажиро-, и для грузопотоков, и для военной мобильности. Но проект должен был быть постепенным. Надо было создать это соединение, обязательно с остановкой в Риге, а не в Саласпилсе, как сейчас задумано. И тогда постепенно дальше, когда будут деньги, строить региональные остановки, осуществлять реконструкцию аэропорта, Центрального вокзала.
Можно же было сделать небольшие перроны, пристроечку - и была бы станция. А что сейчас творится в центре Риги? Там же все перекопано, и на каждом из этих объектов ничто не завершено. Вот Центральный вокзал. Там сделан каркас - зимой идет снег, летом дождь, весь бетон портится. В Даугаву установлено три опоры, которые там стоят, и на то, чтобы это доделать, тоже нет денег. Было бы логично закончить один объект и браться за другой, но везде что-то начато, не закончено и ничего там не функционирует.
У меня была возможность поговорить с датскими архитекторами, которые все это проектировали, и их мнение было таково, что планирование плохое - на критическом уровне.
- Этот кризис можно решить без повышения налогов?
- Я сильно сомневаюсь. Бюджет следующего года и без того очень проблемный. Мы знаем, что довольно большие ресурсы надо вложить в оборону и внутреннюю безопасность, но резервов нет. От чего-то надо отказаться. Сомневаюсь, что кто-то на это готов. Без значительного увеличения налогов эту проблему не решить.
- А может быть, продать прибыльные госпредприятия Latvenergo и Latvijas valsts meži?
- По-моему, это полное безумие. Забить на мясо или продать дойную корову? Этого ни в коем случае нельзя допустить.
Единственное, что остается, - сказать обществу: мы обязались построить железную дорогу, весь пар ушел в свисток, а теперь нам надо спасать государство от долгов - будем платить НДС на 5% больше. За хлебушек, молоко и все прочее.