Регионы затянули пояса, люди бегут, а на Rail Baltica - 10 млрд? Депутаты критикуют кабмин

Оппозиция много критиковала кабмин на сегодняшнем заседании Сейма, где глава правительства представила отчет о работе
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 13 июн — Sputnik. В четверг, 13 июня, после доклада премьер-министра Эвики Силини ("Новое Единство") о проделанной правительством работе и дальнейших приоритетах в Сейме с 10 часов утра и до 14:00 шли дебаты - выступали министры и депутаты.
"Мы слышим от министра финансов, что придется поднимать налоги!" - напомнил председатель фракции "Объединенного списка" Эдгарс Таварс. По его мнению, следует не повышать налоги, а эффективно бороться с теневой экономикой - это ресурс для изыскания средств.
"Объединенный список" опирается на регионального избирателя, а потому Таварс критиковал Административно-территориальную реформу (АТР), которую власть расценивает как достижение, указав, с какими проблемами сталкиваются самоуправления.
"В докладе упоминается АТР, что после АТР края стали сильнее, что депутатов самоуправлений депутатов стало на 64% меньше. Но реальность, которую мы видим в краях Латвии, совсем не такая радужная. Самоуправления переходят на четырехдневную рабочую неделю, ищут всевозможные решения, где и как можно сократить свои расходы. Пропорция разделения подоходного налога с жителей между государством и самоуправлениями становится в последние годы все хуже для самоуправлений", — сказал Таварс.
Депутат от Национального объединения Угис Митревицс заявил, что демографическая ситуация в стране критическая.
"Цель, указанная в отчете, — более двух миллионов жителей Латвии к 2030 году. Реальность такова, что население быстро сокращается и упало на 150 тысяч ниже целевого показателя 2030 года. Это значит, что мы теряем самое дорогое, что у нас есть, – наших людей. И все показывает, что без очень радикальных изменений в этой сфере мы продолжим отходить от цели 2030 года", – заявил депутат. По мнению Митревицса, правительство не уделяет достаточно внимания решению этой проблемы, нет стратегии повышения рождаемости.
"Счастья" в Латвии много, потому что уехали "несчастные": исследование об экономике
Также Митревицс указал на слабые показатели ВВП. "В этом отчете написано, что ВВП на душу населения демонстрирует стабильную тенденцию роста в течение последних 10 лет", – признал депутат, однако указал и на то, что Латвия по этому показателю отстает от соседей. В Литве этот показатель – 90%, Эстонии – 87%, в Литве – 71%.
По словам Митревицса, еще одна проблема, о которой не упоминает правительство, предпочитая лишь отчитываться о достижениях в сфере медицины, – здоровье нового поколения. "Если в 2019 году приема к врачу в Детской больнице приходилось ждать в очереди в среднем 48 дней, то в 2023 году повторной амбулаторной консультации приходилось ждать 61 день. Время ожидания плановой операции у детей также увеличилось с 40 до 52 дней. Рождаемость и здоровье детей также являются вопросом национальной безопасности. Последние данные по призывникам срочной военной службы: из 300 молодых людей 72 были признаны негодными к службе с учетом показателей здоровья, думаю, ясно говорят нам, где мы находимся", – сказал депутат.
"Г-жа Силиня, я рад, что визит господина Столтенберга (генсека НАТО – ред.) завершился тем, что он выразил свою абсолютную гордость за латвийское правительство, а не за Латвию. Это абсолютно необходимо понять. Я рад, что для вас большая честь, когда вы получаете похвалу от иностранных гостей, чувствуете, что находитесь на правильном пути. Но сегодня я напомню вам, что Латвия когда-то была третьей по величине индустриальной страной в нашей части мира", – обратился к премьеру лидер фракции "Стабильности" Алексей Росликов.
"К сожалению, коллеги, вы должны признать, что сегодня мы переживаем моменты, когда мы можем говорить только о войне, потому что это единственный способ списать абсолютно все неудачи, которые происходят сегодня с нами в стране. Мы говорим о Rail Baltica, и это абсолютная ответственность правительства. Все, что мы можем сделать, это повысить цену всех латвийских проектов в три, в четыре, в пять раз. Мы не можем признать, что коррупция сейчас настолько глубоко укоренилась во власти, что выжечь ее оттуда обычными методами просто не получится", – продолжил Росликов.
Лидер "Латвии на первом месте" Айнарс Шлесерс большую часть своего выступления посвятил Rail Baltica, поделившись впечатлениями о том, как выглядели участники программы Kas notiek Latvijā? на LTV, посвященной этой теме: "Было ужасно, все сидят бледные, дрожат, руки трясутся, ничего не могут сказать. Г-н Бришкенс (министр сообщения – ред.) должен уйти в отставку после вчерашнего выступления. Будучи министром, он показал, что он абсолютный ноль. Вы 10 лет были одним из топ-менеджеров Rail Baltica, а теперь пытаетесь защитить то, что было, и то, что говорится: кто-то неправильно рассчитал, кто-то что-то сделал не так, министры не виноваты, правительство не виновато".
Одна колея вместо двух и движение по советскому мосту: как будут строить Rail Baltica
"Задам вопрос: готово ли сегодня ваше правительство принять решение об увеличении внешнего долга Латвии на 10 миллиардов для реализации проекта? – спрашивает о Rail Baltica Шлесерс и заявляет: – И мы не знаем, сколько будет стоить содержание этого проекта, сколько будут стоить билеты от Центрального вокзала до аэропорта. Об этом вообще речи не шло! Речь идет только об этом – договоры заключены, центральный вокзал строится... Все раскопано, построено возле аэропорта, на центральном вокзале... В Даугаву вбивают какие-то сваи. Нет денег. Может, будут. Кто те люди, которые позволили такому проекту стартовать с ошибкой от двух до 10 миллиардов? Это не повышение цены. Это преступное деяние, и я призываю Генеральную прокуратуру активизировать действия, принять меры и найти виновных, которые не смогли провести надзор".
Далее Шлесерс переключился на судьбу национальной авиакомпании airBaltic. "Некоторое время назад мы решили спасти эту компанию, чтобы... чтобы эта компания могла занять более 300 миллионов. Было объявлено: "Ура, компания спасена! Все в порядке." Да всего 14,5% – ставка, которая будет выплачиваться по этому кредиту, или по этим облигациям, это 50 миллионов в год. Что делать, если airBaltic не сможет это решить? Я хочу... В данном случае, чего вам сегодня, премьер-министр, тоже не хватало, так это четкого видения не просто того, как мы удвоим экономику, а того, что мы будем делать конкретно", – сказал Шлесерс.