РИГА, 27 мая — Sputnik. В июне этого года премьер-министры стран Балтии подпишут договор об этапах реализации железнодорожного проекта Rail Baltica. Об этом сообщила координатор Северо-Балтийского коридора Ziemeļjūras-Baltijas TEN-T (в сеть входит и Rail Baltica) Генерального директората мобильности и транспорта Еврокомиссии Катрина Траутман.
Фактически Траутман подтвердила: может быть отложено строительство так называемого Рижского кольца, которое соединяет Rail Baltica с Рижским Центральным вокзалом и аэропортом и, соответственно, предусматривает создание пассажирских станций внутри и вокруг столицы. Сначала предстоит возвести главную трассу от морского побережья Эстонии - через все три страны Балтии - к границе Литвы и Польши.
Главное препятствие на территории Латвии для прохождения трассы - Даугава. Основная трасса будет пересекать Саласпилсскую волость, не заходя в Ригу. Именно там планируется построить железнодорожный мост через Даугаву.
Так называемое Рижское кольцо - это ответвление: через Стопиньскую волость железная дорога пойдет в Латгальское предместье столицы, дойдет до Центрального вокзала, затем упрется опять в Даугаву, где необходимо возвести новый железнодорожный мост рядом с уже существующим. Дальше трасса пройдет по Пардаугаве до аэропорта Рига. Планируется, что на столичном участке появятся пассажирские станции фактически в микрорайонах Риги. От аэропорта "Рижское кольцо" пройдет по территориям Марупского и Кекавского краев, где тоже планируется оборудовать станции, и вновь соединится с основной трассой. И дальше - дорога на Литву.
Латвия сосредоточилась на возведении "Рижского кольца". Уже несколько лет рижане и гости столицы терпят транспортные неудобства, возникающие из-за строительства участка инфраструктуры в самом центре - от улицы Лачплеша до набережной Даугавы. Активные работы идут на Центральном вокзале - уже можно разглядеть очертания купола будущего современного вокзала Rail Baltic. На набережной и в самой реке идут работы по установке свай будущего железнодорожного моста. Однако известно, что денег пока хватает на возведение 2,5 опоры из запланированных 15. Активно идут и работы в окрестностях аэропорта Рига.
О том, что приоритетом Rail Baltica становится основная трасса, - говорят и на европейском, и на местном уровне уже давно. Катрина Траутман внесла некоторую ясность в сложившуюся ситуацию.
Если будет вокзал, но не будет путей, то зачем он нужен?
"Представьте, что у вас есть красивая станция и на нее не заходят поезда. Это могло бы произойти, если бы Латвия оставалась на позиции с единственным (рижским) приоритетом. Потребовалось много усилий, чтобы добиться, чтобы Латвия взяла на себя обязательство начать строительство железнодорожной линии на север в направлении Эстонии и на юг в направлении границы с Литвой", - охарактеризовала ситуацию Траутман.
Из слов представителя ЕК можно сделать вывод: если строительство "Рижского кольца" затянется, пассажирские перевозки по странам Балтии можно реализовать иным способом, используя уже существующую железнодорожную инфраструктуру. В качестве примера она упомянула недавно открытый маршрут Вильнюс - Рига.
По плану объекты Rail Baltica должны быть сданы в эксплуатацию к 2030 году. Приоритет первого этапа - основная трасса. Из слов Траутман следует, что второй этап - строительство "Рижского кольца" - может быть реализован позже.
"Можем ли мы сегодня сказать, когда начнется реализация второго этапа – в 2030, 2032 или 2035 годах? Нет, сегодня это сделать невозможно. Второй этап можно будет начать тогда, когда мы будем готовы и когда у нас будут на это деньги. Так что это будет возможно только в следующем финансовом периоде", - сказала представитель Еврокомиссии.
В то же время Траутман подчеркнула: соединение с Ригой включено в правила реализации проекта, это будет сделано, но это вопрос денег и времени. "Конечно, если латвийское правительство хочет увидеть это ("Рижское кольцо") сейчас, оно может это сделать, но тогда ему еще и придется за это платить", - четко обозначила позицию Траутман.
Отвечая на прямой вопрос, было ли ошибкой Латвии уделять столько внимания строительству Рижского вокзала, а не основной трассе, Траутман ответила: "Это создало трудности, да. Например, литовцы сказали, что не видят соединения с ними, поэтому изначально работали в направлении Польши. Это была одна из сложностей, поэтому мне нужно сказать: да".
Она подчеркнула, что важна главная линия. "С другой стороны, если посмотреть на аргументы, то - да, соединение с Ригой необходимо, поскольку именно здесь живет больше всего жителей. Нет ни одной причины возражать против этого. Однако концентрация на Ригу была немного избыточной", - сказала представитель ЕК.
ЕС оплачивает основную линию
Сейчас, по словам представительницы Еврокомиссии, есть положительная тенденция: достигнута договоренность об этапах реализации проекта, которая будет одобрена на встрече премьер-министров стран Балтии в июне.
"Затем нам нужно согласовать часть проекта, финансируемую Инструментом соединения инфраструктуры Европы (CEF), и часть проекта, финансируемую государствами-членами. Финансирование CEF относится к инфраструктуре основной линии Rail Baltica, и эта часть очень велика - 85% затрат. Однако 15% должны быть выплачены государствами-членами, а работы, не соответствующие критериям, например, некоторые работы на станциях, не оплачиваются из средств CEF", - подчеркнула Траутман.
Будет ли CEF и, возможно, другие европейские финансовые инструменты по той же схеме финансировать работы второго этапа (то же "Рижское кольцо", возведение региональных станций")? Траутман ответила так: "В Еврокомиссии мы сказали, что, если у нас нет на это денег – а у нас нет на это денег сейчас, – мы должны найти решения. Но это не значит, что мы просто отказываемся от части проекта или ответственности, мы смотрим на то, что нужно на данный момент".