РИГА, 24 мая — Sputnik. Одной из важнейших проблем развития Латвии является финансовое расслоение населения - как в региональном отношении, по профессиональным группам, так и в других аспектах, и, скорее всего, это результат других проблем, свидетельствует исследование Dienas Bizness "Сытое общество - стабильная страна".
Издание обобщило выводы ряда публикаций, подготовленных на основе анализа статистических данных по различным сферам.
Перевернутая сплоченность
Латвия, как член Евросоюза, ежегодно вкладывает все больше средств в реализацию политики сплочения, но результат оказывается прямо противоположным, говорится в статье. Продолжается быстрая депопуляция Латвии, отдаленные от столицы и столичного региона районы стремительно теряют жителей, а оставшиеся получают гораздо меньшую зарплату, чем в окрестностях столицы. Они теряют возможности мобильности, поскольку поток общественного транспорта сокращается прямо пропорционально удалению от крупных городов.
Дополнительные проблемы выявляют данные Союза самоуправлений Латвии и выводы консультантов. Одной из наиболее значимых проблем стало падение доходов подоходного налога с населения, что существенно влияет на способность самоуправлений инвестировать в развитие. Кроме того, критика административно-территориальной реформы уже переросла муниципальный уровень, ее результаты оцениваются скорее негативно, если рассматривать проблему окраин как причину расслоения на региональном уровне.
По сути, политику сплочения Латвии можно назвать "обратной сплоченностью" – несмотря на инвестиции с целью что-либо изменить и приблизить уровень жизни жителей региона к рижскому, происходит обратное. Жители просто уезжают из регионов, и утверждение о том, что средняя зарплата приближается к столичному уровню, не выдерживает никакой критики, поскольку рост зарплат осуществляется за счет уехавших. Средняя зарплата рассчитывается только из доходов остального населения.
На фоне всего мира и Европы
На глобальном уровне Латвия выглядит не так уж плохо, поскольку по показателю ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в долларах США она опережает многие страны, хотя и значительно ниже среднего уровня по Евросоюзу. По этому показателю латвийцы живут в пять раз лучше, чем в среднем в Индии, и всего в три раза хуже, чем в Люксембурге.
Сложно вырваться из этого круговорота сравнений, не видя динамики, и важно учесть, чего Латвия добилась. В 1990 году мы жили всего в три раза лучше, чем в Индии, и в 8 раз хуже, чем в Люксембурге. Беда в другом: если оценивать соседей в ЕС, данные за последние пять лет показывают, что за работу в Латвии платят все меньше и меньше, особенно если взять в качестве примера Бельгию, Францию или Германию. Дело не в том, что мы хотим немедленно получать столько же, сколько немцы, а в том, что цена рабочей силы растет гораздо медленнее, чем в Западной Европе, медленнее, чем в Литве и Эстонии.
Присмотревшись к этому показателю, стоит задуматься об изменениях цен на продукты питания и реальной зарплаты. Например, в странах Балтии индекс цен на продукты питания отличается незначительно, а динамика схожа. Но падение реальной зарплаты в 1 квартале 2023 года по сравнению с 1 кварталом 2022 года было одним из крупнейших. В Литве реальная зарплата (рост минус инфляция), упала всего на 4,9%, в Эстонии – на 5,8%, а в Латвии – на 13,4%. Страна превзошла своих соседей более чем в два раза, сделав жителей беднее.
Расслоение по группам профессий
Традиционно Латвия была одной из стран, где учителям платят мало, как и полицейским. Исследование позволило сделать вывод о том, что за длительный период времени работники сферы образования по средней зарплате сравнялись с работниками розничных магазинов. Последствия такой профессиональной дискриминации непосредственно видны в том, что система привносит в жизнь общества. В последние годы быстрее всего росли зарплаты в сфере здравоохранения, даже опережая госуправление, но при этом только в госуправлении зарплаты растут постоянно и успешно адаптируются к инфляции и изменениям в экономике. В производственных отраслях "счастье" непостоянно и зависит от колебаний рынка, поэтому говорить о какой-то стабильности сложно.
В совокупности можно сделать вывод: расслоение на фоне повышения оплаты труда в Западной Европе может создать или уже создало дефицит профессионалов. Нынешняя политика, вероятно, приведет страну к фатальной нехватке учителей уже в ближайшие десятилетия.
Вот счастья-то как раз достаточно!
Нельзя, конечно, утверждать, люди, живущие в Латвии, совершенно впали в уныние и чувствуют себя несчастными. Анализ показателей Всемирного индекса счастья, который характеризует надежды общества не только на фоне финансовых возможностей, но и с другой точки зрения, например, того, как люди чувствуют себя в своей стране, насколько доступны некоторые услуги и так далее, свидетельствует: индекс счастья медленно, но верно растет.
При этом нужно учесть, что частично это происходит за счет уехавших, и этот предохранительный клапан является важной причиной улучшения статистики. Какой смысл в счастье, если общество в целом становится счастливее оттого, что несчастные покидают страну? В действительности, данных для более глубокого анализа недостаточно, и для него можно воспользоваться научными методами, но социологи указывают, что с 2018 года даже исследования состояния и чувств беднейшей части общества заброшены – на них денег нет.
Правительству нужна полная картина происходящего
После ряда обширных журналистских исследований становится ясно, что во всех разделах можно не только задавать вопросы, вытекающие из официальных статистических данных, но и проводить методологически обоснованные и научные исследования, которые смогли бы дать понятные и научно обоснованные решения в различных областях.
Причинами расслоения должен заняться не только факультет социологии, но и другие специалисты. Общую картину предоставят только междисциплинарные исследования, ведь в ходе анализа выявляется существенная проблема – общей картины нет, значит, невозможно общее стратегическое видение развития страны в целом. Есть факты: рождаемость падает, смертность растет, нужна рабочая сила, нужны инновации, но нельзя сказать, как это выглядит в целом на карте Латвии, потому что нет всеобъемлющих исследований, данных и их анализа.
Анализ отдельных данных и последующие решения дают основу для отдельных решений, которые часто фигурируют в правительственных декларациях. Например: "Укрепим латвийские семьи! Введем поддержку для 3+ семей!" Есть желание развивать предпринимательство, укреплять отдельные отрасли, идут разговоры о развитии мобильности, которые меняются вместе со сменой партий во главе Минсообщения. Но вопрос о том, как все выглядит на единой цифровой экономической карте, остается без ответа.