РИГА, 21 мая — Sputnik. Эмиссия облигаций латвийской авиакомпанией airBaltic на сумму 340 миллионов евро со ставкой в 14,5% годовых вызвала различные дискуссии в обществе о необходимости такого шага и роли национальной авиакомпании в народном хозяйстве. По поводу данной сделки высказались и компетентные лица.
Эксперты финансовой и управленческой отраслей подчеркивают: дальнейшее успешное функционирование компании без выпуска облигаций было бы затруднено, пишет Neatkarīgā.
Облигации airBaltic купил Signet Bank
Signet Bank приобрел облигации airBaltic, подтвердил руководитель инвестиционного отдела банка Эдмундс Антуфьевс: "Как и другие балтийские институциональные инвесторы, участвовавшие в эмиссии, банк приобрел облигации airBaltic при первоначальном размещении". Антуфьевс отметил, что процентная ставка – 14,5% в год – эквивалентна той, по которой облигации выпускали другие компании в Балтийском регионе, например, Odyssey Europe Holdco (холдинговая компания известной в Балтии Olympic Entertainment Group) продает еврооблигации с доходностью 13-14%. При кредитном рейтинге "В" еврооблигации компании Cullinan Holdco (холдинговая компания производителя древесных пеллет Graanul Invest) продаются с доходностью 11,5-12,5%. При кредитном рейтинге "В-" доходность еврооблигаций латвийской компании финансовых услуг Eleving Group на данный момент составляет 12-12,5%. Текущий кредитный рейтинг компании airBaltic составляет "B" по заключению S&P и "B-", по оценке Fitch Ratings.
Предполагается, что госкомпании не могут выпускать облигации с более высоким рейтингом, чем суверенные облигации. Кредитный рейтинг Латвии "А-". А облигации airBaltic причислены к категории "junk сlass". Важно понять, почему существует разница между суверенным рейтингом и рейтингом этих облигаций.
"Примеры других компаний госкапитала, например Latvenergo и Augstsprieguma tīkls показали, что кредитные рейтинги этих компаний на два уровня ниже кредитного рейтинга латвийского государства. Рейтинг литовского государственного предприятия капитала EPSO-G находится на два уровня ниже национального кредитного рейтинга Литвы, рейтинг литовской группы Ignitis – на три уровня ниже национального кредитного рейтинга.
AirBaltic находится на 9-10 уровней ниже национального кредитного рейтинга (S&P/Fitch). Стоит отметить, что в 2019 году, когда airBaltic выпустила предыдущие облигации со ставкой купона 6,75%, разница между национальным уровнем 2019 года также была высокой – семь уровней.
Акционер и рейтинг акционера является важным фактором в процессе присвоения кредитного рейтинга компании, однако это не означает, что абсолютно все компании, независимо от их финансового положения и сферы деятельности, будут иметь кредитный рейтинг, близкий к национальному уровню, просто потому что это госкомпания. Следует помнить, что государство как акционер не дает гарантии выполнения обязательств компании, поэтому существует разница в кредитных рейтингах", - отметил представитель Signet Bank, объясняя сложную ситуацию с выпуском облигаций airBaltic.
Почему государство не выкупило большую часть облигаций airBaltic?
Журналисты попытались выяснить у министра финансов Арвилса Ашераденса, почему государство не приобрело более крупный пакет облигаций airBaltic, а предоставило потенциальную возможность получения прибыли иностранцам.
В письменном ответе Ашераденс заявил: "Это нетипичные сделки для государства, подобные сделки с ценными бумагами высокого риска в рамках управления государственными фондами не осуществляются. В данном случае airBaltic обратилась к нам как к потенциальному инвестору с предложением купить эти облигации, и поскольку эта покупка будет стимулировать других инвесторов, это укрепит долгосрочные планы airBaltic по переходу к IPO (котировке акций на бирже), а также ее способность погашать кредиты. Условия государству были предложены такие же, как и частным инвесторам, поэтому правительство решило совершить эту сделку и приобрести облигации.
Облигации airBaltic имеет высокую доходность; общий спрос на ценные бумаги был высоким и превысил 850 млн евро. AirBaltic как эмитент облигаций в сотрудничестве с ведущими банками-эмитентами (пятью международными инвестиционными банками) приняла решение о количестве облигаций для продажи соответствующему инвестору, в том числе государству, а также определила процентную ставку, соответствующую финансовому рынку, риску эмитента и спросу инвесторов.
Учитывая спрос, а также с целью обеспечения диверсификации инвесторов и ликвидности ценных бумаг, а также возможности торговли этими облигациями в дальнейшем, airBaltic совместно с банками приняла решение о продаже облигаций государству на сумму 50 млн евро, при этом сохранив значительные инвестиции государством в качестве якорного инвестора. В результате из общего объема эмиссии (340 млн евро) частные инвесторы выкупили облигации на 290 миллионов евро, а государство приобрело их на сумму 50 миллионов евро. Из средств, привлеченных в рамках эмиссии, 16 мая этого года airBaltic произвела досрочное погашение государственного кредита, выданного в 2011 году, в размере 36,1 млн евро, в результате чего этот государственный кредит был полностью погашен".
Правительство Латвии продает резидентам сберегательные облигации по ставке около 6%. Почему гражданам Латвии не была предоставлена возможность приобрести облигации airBaltic по ставке 14%?
Ашераденс пояснил: "Жители также могли приобрести облигации airBaltic, - те, кто был заинтересован в приобретении этих облигаций на сумму от 100 000 евро через коммерческий банк или брокера. Облигации airBaltic — это облигации компаний, их нельзя сравнивать со сберегательными облигациями, которые выпустило государство — оно не является компанией. С точки зрения инвестора, это разные инвестиционные продукты с разным уровнем риска и, соответственно, разным уровнем доходности".
Вопрос об облигациях не соответствует должности президента
Также журналисты поинтересовались у президента Эдгарса Ринкевичса, известны ли ему причины, по которым латвийцы или латвийское государство не могли приобрести облигации airBaltic с доходностью 14,5% в год.
В декларации государственного должностного лица за 2023 год указано, что Эдгарс Ринкевичс приобрел сберегательные облигации почти на 300 000 евро, поэтому журналисты пришли к выводу, что президент осознает и понимает важность сберегательных облигаций в частном финансовом портфеле. Журналисты поинтересовались, купил бы он облигации airBaltic, если бы у него была такая возможность?
Президент ответил: "Такие вопросы комментировать я не могу – президент ни конституционно, ни по существу не участвует в решении подобных дел. Я купил казначейские сберегательные облигации, но не хотел бы публично обсуждать свои частные решения в деталях".