РИГА, 15 мая — Sputnik. Если еще недавно, даже после начала СВО, те или иные языковые ограничения пытались хоть как-то логически обосновать, то теперь охота на язык осуществляется "по беспределу". Причем, вопреки незыблемому принципу правового государства, запретить — путем грубого давления и вмешательства — пытаются даже то, что не запрещено, пишет газета "Сегодня".
По праву… беспредела
Вот уже несколько дней в общественном пространстве наблюдается настоящая истерия в связи с намерением Латвийского ТВ на платформе для нацменьшинств rus.lsm.lv провести дебаты кандидатов в евродепутаты на русском языке. Наряду с дежурными борцами с русским языком — депутатами Сейма от ТБ-Visu Latvijai, — в бой бросились и государственные служащие. Чиновники решили тоже выступить с политическими заявлениями, вмешавшись в деятельность четвертой власти. Сперва с грозным заявлением выступил Центр госязыка.
"Подчеркиваем, что любое немотивированное использование иностранного языка в средствах массовой информации происходит только и исключительно за счет сужения использования латышского языка. Такое предложение (провести дебаты на русском - ред.) — это попытка обходным путем присвоить использованию русского языка и его статуса особое место и значение в Латвии, и это предложение входит в явное противоречие с основными положениями политики госязыка. Конституция и закон о госязыке четко определяют, что русский язык на территории Латвийской Республики - это иностранный язык. Использование русского языка в предвыборной агитации на выборах в Европарламент — это совершенно определенное стимулирование двуязычия и раскол информационного пространства общества", - в частности, говорится в заявлении Центра госязыка.
Что значит немотивированное использование иностранного языка?! Возможность кандидатов в депутаты путем демократических, открытых дебатов познакомить значительную часть избирателей на их родном языке со своей предвыборной программой — это, по версии Центра госязыка, — недостаточный "мотив"?
Клерки занялись цензурой
На следующий день примеру Центра госязыка решила последовать директор другого учреждения — Агентства латышского языка, которое находится в ведении министерства образования и которое, согласно нормативным актам, уж точно не отвечает за редакционную политику средств массовой информации и не контролирует общественные СМИ.
Директор агентства Инита Витола в своем заявлении выразила "ясное осуждение" планируемым Латвийским ТВ дебатам кандидатов в евродепутаты на русском языке. По мнению госпожи Витолы, эти действия "противоречат как закрепленному в Сатверсме статусу госязыка, так и закону о госязыке".
При этом чиновник даже не удосужилась указать, каким именно статьям закона о госязыке противоречит проведение предвыборных дебатов на языке крупнейшего нацменьшинства Латвии. Печально, если в руководимом госпожой Витолой агентстве под рукой не оказалось юриста, который бы пояснил, что, во-первых, Конституция гарантирует свободный обмен информацией, запрещает цензуру, а также гарантирует права нацменьшинств, в том числе и на сохранение своего языка.
Во-вторых, в законе о госязыке (статья 16-я) четко сказано, что языки в средствах массовой информации регулируются специальным законом - об электронных СМИ, который предусматривает и вещание на языках нацменьшинств. Любой грамотный юрист знает, что если есть специальный закон, который регулирует какую-то сферу, то именно этот закон и действует.
Это совершенно беспрецедентный случай вмешательства и давления на четвертую власть исполнительной власти, учитывая, что, во-первых, дебаты на русском языке кандидатов в депутаты общественные СМИ проводили и все предыдущие годы (и не только на интернет-платформе, но и на самом ТВ — на ЛТВ-7), а во-вторых — общественные СМИ своим желанием провести дебаты на русском уж точно не нарушили ни один закон, ни один нормативный акт.
Можно ли было себе представить, чтобы британские чиновники осмелились указывать Би-би-си, на каких еще языках, кроме английского, им проводить дебаты, дискуссии или делать интервью?!
Мракобесие не остановить
Конституция не только гарантирует право на свободное распространение информации и на сохранение нацменьшинствами своего языка, но и запрещает цензуру. Попытка же запретить дебаты на языке нацменьшинства — это и есть цензура!
Здесь бы вмешаться и омбудсмену, и министру культуры, который курирует медийную политику в стране. Но, похоже, на это надеяться не стоит.
Очевидно, что цель нынешней кампании мракобесия — полностью поставить язык крупнейшего лингвистического меньшинства вне закона, еще сильнее расколоть общество и вынудить русскоязычных уйти из информационного поля Латвии. Такая политика, как раз, и противоречит и Конституции, и интересам безопасности страны.
Самое опасное, что в эту кампанию, вопреки принципу разделения властей, и без всяких на то правовых оснований, уже вмешались представители госуправления, которые вообще-то существуют за счет средств налогоплательщиков.
Увы, все только начинается… Скоро в Сейм могут поступить предложения запретить на русских коммерческих радиостанциях рекламу… на русском языке. А затем могут прикрыть и сами радиостанции на русском. А в комиссию парламента уже переданы поправки, лишающие СМИ на русском, включая и электронные, льготной ставки НДС.