РИГА, 15 мая — Sputnik. В эстонских школах все больше русских детей, которые на переменах общаются между собой по-русски. Многие видят в этом проблему, пишет ERR.
В районах с преимущественно русскоязычным населением в классах будет много неэстонцев, а если их там больше 30%, то ребенок-эстонец, приходя домой, начнет говорить по-русски. К примеру, в этом году в первый класс русскоязычных школ в Таллине подано на 300 заявлений меньше, чем в предыдущие годы, а значит, эти дети пойдут в эстонские школы.
Некоторые эстонские родители обеспокоены возможным снижением качества преподавания для их детей, так как педагоги будут вынуждены помогать русскоязычным ученикам. Канцлер права Юлле Мадизе уже начала получать соответствующие жалобы.
В волости Люганузе уезда Ида-Вирумаа эстонский язык является родным примерно для половины населения. Русская школа в центре волости, городе Кивиыли, со следующего учебного года перестанет принимать учеников в первый класс, а с сентября 2027 года, как ожидается, будет закрыта. Уже этой осенью Кивиылиская 1-я средняя школа, Люганузеская школа и Кивиылиская русская школа будут объединены в новую школу.
В настоящее время среди детей, посещающих нулевой класс Кивиылиской 1-й средней школы, 31 ребенок ходит в детский сад в эстоноязычную группу и 21 ребенок – в русскоязычную, поэтому некоторым будущим первоклассникам может понадобиться помощь в изучении эстонского языка.
По словам канцлера права, понятно, что как родители детей, для которых эстонский язык является родным, так и родители детей, до сих пор учившихся на русском языке, обеспокоены.
Однако, поскольку с 1 сентября на эстоноязычное обучение перейдут и детские сады, по словам Мадизе, можно предположить, что в дальнейшем первоклассники будут лучше знать эстонский язык и меньше нуждаться в помощи в школе.
По ее мнению, иноязычные дети в эстонских школах не нарушают права детей-эстонцев, а ответственность за качественное образование несет школа.
Министр образования Кристина Каллас также отметила, что установить процентное ограничение на носителей других языков в классе нельзя, и призвала эстоноязычных детей говорить на переменах с русскоязычными детьми по-эстонски.