РИГА, 14 мая — Sputnik. Энтузиаст превращения латвийских портов в энергетические порты – управляющий Салацгривского порта Иво Истенайс в интервью Neatkarīgā рассказал о своем видении будущего местных гаваней.
- Зачем портам Латвии, и особенно Салацгривскому порту, создавать совершенно новый бизнес на границе мореходства и энергетики?
- Ситуация в Салацгриве несколько отличается от любого другого латвийского порта, поскольку половина побережья, которое могла бы обслуживать Салацгрива, находится в Эстонии. На момент вступления в ЕС все надеялись, что мы получим и эстонские грузы, но нет – у них свой взгляд на национальный патриотизм. Щепа из Эстонии не идет, идет керамзит из Хёдеместе (город на берегу Рижского залива, примерно в 50 км от Салацгривы). Раньше керамзит через Салацгриву ввозили, теперь – экспортируют. Импортируют щебень для дорожного строительства. Но самый большой прирост действительно дает щепа.
Не претендую на роль аналитика, но в последние два года отчетливо видна связь между щепой и геополитической ситуацией. С момента введения санкций против России, из-за которых шведы, по крайней мере, не имеют прямого доступа к российской древесине, латвийские порты заполняют пустоту в этом сегменте грузов. В Риге и Вентспилсе также вырос объем щепы, в отличие от потери других грузов. При этом санкции против России не смогли сократить транзитный грузооборот в малых портах, потому что транзитных грузов у нас никогда не было. Однако это не означает, что сложившаяся ситуация не влияет на малые порты или влияет на них только благоприятно. Негативный эффект проявляется в росте расходов. Поэтому мы задумались, как жить, не полагаясь только на количество грузов. Не полностью, а частично латвийские порты должны стать энергетическими портами в связи с морскими ветряными электростанциями. Они сейчас очень актуальны в Эстонии, а Латвия отстает.
- Вентспилсский и Лиепайский порты уже соревнуются заявлениями о том, кто больше сделал, чтобы стать энергетическими портами.
- Заявлять можно что угодно, а разве ветропарки в море уже строятся? На нашем побережье многое запланировано, но реально развивается только одна морская ветряная электростанция – ELWIND между Лиепаей и Вентспилсом. Эстонцы идут другим путем и позволяют строить частным инвесторам. А в Латвии сейчас есть только одно государственное образование.
- Образование двух стран – с участием Эстонии.
- Две страны для одного проекта. А остальные проекты морских ветряных электростанций застопорились. Ходили разговоры и о ветропарке прямо напротив Салацгривы, но с этим проектом уже два или три года ничего не происходит. В Эстонии все по-другому. Именно поэтому мы общаемся с эстонцами, ездим на их конференции и добились некоторой узнаваемости. Эта работа со стороны не видна, но мы в нее вкладываем деньги, моделируем, что именно мы сможем предложить застройщикам ветропарков. Ни одна морская ветряная электростанция невозможна без собственного порта, но один порт может обслуживать несколько ветряных электростанций. Снимаю шляпу перед Лиепаей и Вентспилсом, выступающими со своими предложениями, но в этом процессе могут участвовать и небольшие порты. Сейчас это как крысиные бега: все обещают все, но толком пока ни у кого ничего нет. Требования к энергетическому порту совершенно другие, чем к грузовому, и все готовы их удовлетворить, поскольку это следующий шаг для выживания портов. Грузов ведь именно столько, сколько есть. Чтобы увеличить их количество, нужно было бы повсюду строить заводы, но в сумасшедший экономический взрыв я не верю.
- Ветровые электростанции также будут подобны экономическому взрыву. Некоторые его даже называют безумием.
- Речь ведь не только о портах, но и о региональном развитии, с которым приходится считаться всем прибрежным муниципалитетам. В случае с энергетическим портом дело не в том, что порт сам все делает и зарабатывает на этом. Энергопорту нужны высокообразованные люди. Эстонцы готовятся к 2025 году открыть в Курессааре техникум для среднего персонала ветропарков.
Latvenergo нашла партнера – строителя морских ветряных электростанций из Германии, но он сейчас отказался от участия в проектах Балтийского моря, за счет которых хотят заработать деньги все – порты, муниципалитеты, школы, банки, защитники природы, и все остальные, но цена на электроэнергию в этом случае поднимется до абсурда.
А в Эстонии развитие проектов продолжается. Если что-то их тормозит, так это цена денег. Но цена денег падает. Возможно, немецкие инвесторы еще вернутся в страны Балтии, поскольку процентные ставки будут ниже. Вам могут нравиться или не нравиться ветропарки, но в Эстонии и Литве они есть. Для эстонцев ветряные электростанции станут реальностью через четыре года. И для нашего порта это возможность что-то получить.
- Но люди протестуют абсолютно против всего. Увидят ли люди с берега башни морских ветряных электростанций, против которых возражают?
- Я был в Таллине на конференции. Там дали виртуальные очки, с помощью которых можно было увидеть ветряные электростанции – то, как они будут выглядеть в будущем из разных мест побережья Эстонии. Если их построят в латвийских водах, мы увидим что-то примерно похожее на продемонстрированное эстонцами. В плохую погоду ничего не видно, в хорошую погоду башни выглядят хорошо. Конечно, все должно быть в разумных количествах. Ветровые электростанции приносят прибыль не одному человеку – всем, кто живет рядом. В Голландии есть такой бизнес, как экскурсии на ветряные электростанции. Про береговые ветряные электростанции ничего не скажу, но в море проблемы могут возникнуть только у рыбаков. Но для всего, что вызывает проблемы, должны существовать компенсаторные механизмы. Во всем мире это так. В Латвии – нет. Это одна из причин протестов против ветряных электростанций. Отношение изменится, если те, кому роторы мешают, а также муниципалитеты получат компенсацию. Например, остров Кихну запросил у ветропарков миллион евро в год. Я несколько раз спрашивал эстонцев, правда ли это. И они ответили, что остров деньги действительно получит.
- Звучит слишком хорошо.
- Ну, миллион, может, никто им вслед не кинет, но, если они будут бороться, полмиллиона они получат.
- Все будут зарабатывать столько-то и столько-то, но возникают вопросы и по первоначальным инвестициям, и по тому, сколько будет стоить электроэнергия, чтобы удовлетворить всех желающих заработать.
- Я слышал слова премьер-министра в Совете портов о том, что нужно найти деньги для инвестиций в крупные порты. Но есть и небольшие порты! Деньги ЕС следует инвестировать целенаправленно, а пока планируется, что они будут вкладываться в те порты, куда хотят прийти строители ветряных электростанций. Сейчас ни один порт не готов обслуживать ветропарки. Ну, может, портов хватило бы для приема экипажей и возвращения их обратно, но не для обслуживания ветропарков, не говоря уже об их строительстве.
Лиепайский порт только что заключил соглашение с голландцами, и для Латвии это прекрасный сигнал. Нидерландская Van Oord – это мегакомпания, на которую все смотрят. Если она заключила договор в Латвии, то это сигнал, что у нее серьезные намерения. Скоро они снова приедут в Лиепаю, и мы поедем с ними поговорить, предложить Салацгривский порт.
Как только заходит разговор об инвестициях, становится понятно, что доходов порта недостаточно, чтобы переделать хотя бы часть территории под нужды энергетического порта. Малые порты уже продемонстрировали, как они могут осваивать средства ЕС. Приезжайте к нам, посмотрите! Без денег ЕС ни в Салацгриве, ни в Скулте, ни в Рое, ни в Мерсрагсе не было бы таких портов. Поэтому сейчас нужно открыть возможности для инвестиций в создание энергетических портов и для малых портов. Нам нужны деньги для достижения новых целей.
- "Новые цели" для министра сообщения г-на Бришкенса, как слово Божие, всегда в устах. Но у кого хватит смелости сказать, что придется списать инвестиции в увеличение пропускной способности транзитных грузов?
- Транзит действительно будет только падать. Очень сложно представить, что нового может сделать Latvijas dzelzceļš. Зато порты могут трансформироваться, обходиться без 40 миллионов тонн в год и создавать добавленную стоимость другими способами. Доказательством таких преобразований является Лиепайский порт, который из ничего достиг нынешнего состояния совсем другим путем, чем порты в Риге и Вентспилсе. Сейчас НАТО выбрала Вентспилсский порт, что логично, ведь раньше там был военный порт. Разница в общем грузообороте между Лиепаей и Вентспилсом сейчас настолько мала, что скоро Лиепая по грузообороту обгонит Вентспилс. Но история не об этом, речь о добавленной стоимости, которую предоставляют предприятия Лиепайского порта.
- Не совсем портовые компании, Лиепая уже изначально была заявлена в качестве особой экономической зоны.
- После закрытия Liepājas metalurgs на его место пришло множество мелких компаний, которые не способны загрузить одно судно типа Panamax, но добавленная стоимость больше. Отдачу порта нельзя измерять только деньгами. Если порт забирает ресурсы, забирает спокойствие, создает пыль, то надо что-то давать взамен. Например, пристани должны оставаться лицом городов, пусть даже они повсюду приносят убытки. Но в Салацгриве здание яхтной пристани мы построили в самом центре города. Рядом – спортивная школа, приходят дети, жизнь кипит. Вокруг формируется бизнес. Рабочие места обеспечивают местные органы власти поступлениями от подоходного налога с населения и освобождают от безработных, который требуют помощи. Я не говорю, что порты вообще откажутся от грузов, но помимо грузов они возьмут на себя новые обязанности.
Энергетика требует очень больших инвестиций, высокой добавленной стоимости и спроса на образованных людей. Ветровая электростанция – это не лесопилка. Если бы ветряные электростанции уже были построены, им пришлось бы импортировать персонал из Германии или Польши. Поэтому необходимы новые учебные программы. А на следующем уровне мы займемся производством "зеленого" водорода и метанола.