РИГА, 13 мая — Sputnik. Латвийский ABLV Bank, который находится в процессе ликвидации, перешел в наступление и требует возмещения убытков, сообщает передача De facto Латвийского телевидения.
В феврале 2018 года Минфин США обвинил ABLV, второй по величине латвийский банк, в отмывании денег, причастности к транзакциям, связанным с Северной Кореей, и подкупе чиновников. Банк принял решение о самоликвидации, поскольку его не стал спасать ни Европейский центральный банк (ЕЦБ), ни Банк Латвии. Все обвинения ABLV опроверг, позже и латвийский регулятор не смог предоставить ясных доказательств.
Сейчас банк в суде ЕС требует от ЕЦБ и Единого совета по урегулированию споров (SRB) возмещения убытков в размере 414,691 млн евро. В 2018 году ЕЦБ и SRB заявили, что у ABLV имеются проблемы с ликвидностью. Тем самым, считают в ABLV, европейские структуры превзошли свои полномочия и своими решениями вмешались в компетенцию госучреждений и судов.
Однако это не единственный иск. Банк также требует возмещения убытков у Госполиции Латвии.
Когда шесть лет назад банк ABLV обвинили в отмывании денег, несколько сотен миллионов евро, хранившихся на счетах клиентов, арестовали как возможное преступно нажитое имущество. Согласно законам Латвии, нести ответственность за хранение арестованного имущества был обязан ABLV.
"Учитывая, что в процессе ликвидации положения как коммерческого закона, так и закона о кредитных учреждениях обязывают ликвидаторов действовать в интересах кредиторов и максимально сохранять активы ликвидируемой компании, чтобы соблюсти закон, ликвидаторы сделали все возможное для возмещения этих убытков", - говорит ликвидатор ABLV, присяжный адвокат Янис Розенбергс.
Деньги хранились в Банке Латвии. Поскольку в тот период процентная ставка ЕЦБ была отрицательной, хранение денег в центральных банках было платной услугой. За то, что Банк Латвии несколько лет держал на счетах сотни миллионов, он получил 3,6 млн евро. Эти деньги ABLV и хочет вернуть с полиции.
В иске подчеркивается, что не будь ареста имущества, ABLV мог бы избежать расходов, например, хранить имущество в других активах, в том числе в ценных бумагах или кредитном портфеле.
В Госполиции считают, что ликвидацию банка и связанные с ней расходы вызвала коммерческая практика самого ABLV, а также напоминают, что банк сам заключил договор с Банком Латвии о хранении денег.
По мнению Банка Латвии, ABLV Bank с момента начала ликвидации по процентам получил больше, чем с него удержали. Кроме того, у ликвидируемого кредитного учреждения есть права, но не обязанность держать деньги в Банке Латвии, иными словами, ABLV Bank сам принял невыгодное для себя решение.
В случае проигрыша в суде Госполиция не сможет вернуть банку 3,6 млн евро, поскольку в ее бюджете нет таких денег. Поэтому полиция консультируется с министерством финансов о том, как действовать, если апелляционные суды примут решение в пользу ABLV Bank.