РИГА, 6 мая — Sputnik. Жители балтийских стран становятся жертвами мошенников чаще, чем представители других государств, пишет Diena.
"По сравнению с другими странами – участницами Организации экономического сотрудничества и развития, жители Латвии существенно чаще теряют деньги в результате финансового мошенничества. Вряд ли это успокоит, но еще более драматична ситуация в Эстонии", – отметила глава отдела финансовой грамотности Банка Латвии Айя Брикше.
Например, последний громкий случай мошенничества в Эстонии произошел в начале апреля.
"2 апреля 27-летней женщине позвонили. Звонивший говорил на русском языке и утверждал, что работает в Telia. Мошенник сказал, что если женщина не продлит договор, то она не сможет больше пользоваться своим телефонным номером", – рассказал сотрудник криминального бюро Пыхьяской префектуры Максим Розгонюк.
Для продления договора жертва сообщила мошеннику свой личный код и заверила договор при помощи Smart-ID. После этого ей позвонил другой человек, который представился сотрудником госучреждения. Он утверждал, что мошенники взяли на имя потерпевшей кредит и ей следует немедленно связаться с банком.
"Далее девушке дали указания, чтобы она взяла кредит в размере 18 000 евро. Лжесотрудник банка заверил ее, что таким образом он сможет аннулировать кредит, взятый злоумышленниками. Затем потерпевшая должна была для погашения кредита отнести деньги в почтомат. В результате, сама того не зная, она отправила крупную сумму прямо мошенникам", – уточнил Розгонюк.
Однако этого мошенникам показалось мало, и они позвонили девушке в третий раз, предложив ей принять участие в "секретной операции" по поимке неблагонадежных сотрудников госучреждения. Для этого потерпевшую попросили выставить на продажу свою машину с условием, что после окончания операции вернут ей транспорт в целости и сохранности.
"От продажи машины потерпевшая выручила 3000 евро, эту сумму она также положила в автомат для посылок. Видимо, злоумышленники решили, что женщину можно обманывать бесконечно, и прислали к ней домой маклера, который должен был помочь ей с продажей жилья. В этот момент она наконец заподозрила неладное и обратилась в полицию", – добавил Розгонюк.
Всего в 2023 году жертвами телефонных мошенников стали 524 эстонца – суммарно они потеряли около трех миллионов евро.
По словам Брикше, чаще всего на мошеннические схемы попадаются малообразованные люди, которые плохо разбираются в финансовых процессах. Однако в последнее время не редки случаи, когда жертвами мошенников становятся хорошо образованные молодые люди, умеющие грамотно распоряжаться своими финансами.
Потенциальных жертв преступники делят на разные категории, в зависимости от возраста, уровня дохода, рода занятий и психологического портрета. Далее, исходя из этих данных, мошенники выбирают метод манипуляций: угрозы, жалость, убеждение.
Как правило, молодому поколению предлагают заработать "легких денег" или устроиться на высокооплачиваемую работу с минимумом должностных обязанностей. Пожилых людей "раскручивают" на деньги по-другому – пугают тем, что близкий родственник находится в беде и ему срочно нужна финансовая помощь.
При этом вернуть потерянные деньги крайне проблематично. Например, в Латвии банк не обязан возвращать деньги владельцу, если человек собственноручно отправил их мошеннику.
"В большинстве случаев мошенничества жители сами подтверждают выплаты. Если жители сами проводят одобрение сделок или снимают деньги, которые отдают наличными финансовому мошеннику, то банки не обязаны нести за это ответственность", – заключила Брикше.