РИГА, 26 апр — Sputnik, Алексей Стефанов. Уже в пятницу днем суд Дмитрия Матаева арестовал. Его обвиняют по двум статьям – в оправдании агрессии и военных преступлений и в разжигании межнациональной розни. Не мудрено – латвийские власти так запугали судей, выпускающих политзаключенных под залог, что теперь они дуют на воду. Шансов на свободу у блогера практически не было. На свободе осталась жена с тремя малолетними детьми, старшему из которых нет и семи лет.
Первым о задержании Дмитрия Матаева написал в своем Telegram-канале общественник Дэги Караев. Своими мыслями об этом задержании и ситуации со свободой слова в Латвии он поделился и с корреспондентом Sputnik Латвия.
Первым о задержании Дмитрия Матаева написал в своем Telegram-канале общественник Дэги Караев. Своими мыслями об этом задержании и ситуации со свободой слова в Латвии он поделился и с корреспондентом Sputnik Латвия.
Это последствия его высказываний
"Диму я знаю уже несколько лет. Мы знакомы лично, общались, встречались, беседовали, обсуждали то, что происходит в стране. Я его знаю, как человека прямого и достаточно резкого, который в карман за словом не полезет и готов размахивать этим словом, как шашкой. Похоже, он не учел, что слово больше как лезвие, оно обоюдоострое, и вот зацепило его самого. Это последствия его высказываний, прямых сравнений ситуации в Латвии с ситуацией в Белоруссии, например, куда он пытался переехать и где долгое время жил всей семьей", – считает Дэги Караев.
Общественник уточняет, что не успел обсудить с Матаевым вопрос, почему тот решил вернуться в Латвию, поскольку записывать видеоролики для Tik-Tok из Беларуси было, конечно, безопаснее. А латвийские спецслужбы такого не прощают.
Караев называет Матаева человеком трезвомыслящим, не таким, "который мыслит аккуратно, осторожно и в контексте происходящего", а просто трезвомыслящим человеком и гражданином своего государства – потомственным гражданином, что важно. Причем, Дмитрия обвиняют в разжигании межнациональной розни. Но при этом его жена, от которой у Матаева трое детей, латышка, которая даже не говорит по-русски.
"Отец троих детей, рожденных в Латвии, человек, живущий на этой земле, имеет право иметь мнение. У нас Конституция в конце концов создана отцами-основателями, так сказать, и она очень демократична, она позволяет человеку иметь собственное мнение. Пользуясь своими конституционными правами, Дмитрий, естественно, имел свободу передвижения – хотел жил в Белоруссии, хотел отдыхал под пальмами в Египте. Это не запрещено, у нас нет железного занавеса, мы перемещаемся в пространстве в меру своих в первую очередь финансовых возможностей", – подчеркивает Дэги.
Про пальмы мы заговорили потому, что несколько роликов про Латвию Матаев записал на курорте.
Латвия его лупит, а он вообще-то ее любит
Сам Дмитрий Матаев успел передать на волю, что хотел бы дать огласку происходящему – "он не прятал свои мысли раньше и хотел бы, чтобы было известно о том, что происходит и сейчас тоже".
"Поэтому я поддерживаю его инициативу рассказывать, как можно шире и громче о том, что происходит, в первую очередь для того, чтобы общество получило инструмент контроля за соблюдением его прав и свободы, – уточняет собеседник. – Дима сам очень патриотичный человек. Есть такое бытовое выражение: бьет, значит любит, как правило сопутствующее семейному насилию. Вот это тот случай – Латвия его лупит, а он вообще-то ее любит".
Дэги сетует на то, что в республике до сих пор нет электронных браслетов, что позволило бы не сажать в тюрьмы десятки людей, особенно по политическим статьям.
Что же такого страшного делал блогер Матаев? Снимал видеоролики о положении русских в стране, разрухе в Риге, разбитых дорогах и неумении властей столицы вести хозяйственные дела.
"Дима человек прямой – фигу в кармане не держит. У него есть претензия, например, что столица Латвии, наша любимая Рига, превратилась в страшнейшее захолустье, которое разрушается с каждым днем. И он говорит об этом. Когда в начале 90-х мы жили в условной разрухе, нам казалось, что это последствия советского периода. Сейчас, понимаешь, что четыре года отсутствия хозяина в городе, четыре года бардака в головах, и город начинает рассыпаться просто на глазах. Вся Рига исписана граффити, нельзя найти живого дома, даже историческое наследие и то испоганено. Отвратительный асфальт, с зимнего периода уже как минимум второй год не убираются материалы, которым посыпалась зимой дорога, то есть песок, какие-то мелкие камушки, соль", – возмущается Караев.
Дмитрий выпустил как минимум один очень злой ролик, в котором он показывал деревянное жилище с уборными, по принципу, дырка в полу, с сараями, с дровами, убитое абсолютно и не где-нибудь, а прямо в центре города, уточняет Дэги. И показывал именно как на контрасте, чтобы обратить внимание людей: "Ребята, вот вы там все тычете в чужую соринку в глазу, какая бы она ни была, но у вас у самих дома ужас и кошмар, почему вы не видите, что живете в хлеву, и продолжаете указывать налево и направо, что кто-то живет неправильно?"
Он говорил о дне сегодняшнем
Дэги считает, что применить в отношении него статью 74.1 об оправдании агрессии и военных преступлений, будет трудно, поскольку блогер "прямым текстом, насколько мне известно, нигде не оправдывал какие-либо преступления перед человечеством".
"И вообще, на самом деле, очень трудно себе представить ситуацию, когда думающий, умный, интеллигентный человек, да и даже не образованный, глупый, стал бы оправдывать преступления перед человечеством. Вырезали, к примеру, племя тутси, ну как такое можно оправдывать? Какая разница, какие были причины для конфликта между двумя африканскими странами? Погибли миллионы людей, и это ужасно", – говорит общественник. – Если во время сталинского правления были депортации людей, какая разница, какие были причины для этого? Рушили семьи, люди испытывали страдания, перевозку в вагонах для скота и прочее".
И такое, по мнению собеседника, оправдать нельзя. Но Матаев этого и не делал. Он говорил о дне сегодняшнем и "его высказывания, опять-таки по статье 74.1 про геноцид и про восхваление, воспевание и прочее, они не имеют ничего общего с действительностью".
Вы же повторяете то, что нанесло травму вам
Про себя Дэги Караев говорит, что его и самого уже трижды вызывали на беседы в Службу госбезопасности "в попытках предотвратить какие-либо нарушения с моей стороны". В последний визит речь шла о публикации в Telegram-канале "Бремя в перет" – выдержка из школьного доклада, где упоминались годы оккупации.
"Я прокомментировал таким образом, что 1941-1944-й года это однозначно годы оккупации, когда власть была в руках военной администрации немецкой, и, собственно говоря, местные товарищи никоим образом в управлении не принимали, если они не были прямыми коллаборационистами. А вот все остальные годы власть принадлежала представителям латышского народа в том числе. Руководители на всех постах были латышами. Есть определенный диссонанс, когда такие вещи называют оккупацией. Соответственно, они меня вызвали и спросили, а почему вы так написали? Я говорю: а что, нельзя? Они такие: можно, но мы подозреваем, что, если вы продолжите свою логическую цепочку, вы можете тогда подвергнуть сомнению преступность депортации", – возмущается Дэги Караев.
"Я прокомментировал таким образом, что 1941-1944-й года это однозначно годы оккупации, когда власть была в руках военной администрации немецкой, и, собственно говоря, местные товарищи никоим образом в управлении не принимали, если они не были прямыми коллаборационистами. А вот все остальные годы власть принадлежала представителям латышского народа в том числе. Руководители на всех постах были латышами. Есть определенный диссонанс, когда такие вещи называют оккупацией. Соответственно, они меня вызвали и спросили, а почему вы так написали? Я говорю: а что, нельзя? Они такие: можно, но мы подозреваем, что, если вы продолжите свою логическую цепочку, вы можете тогда подвергнуть сомнению преступность депортации", – возмущается Дэги Караев.
На что Дэги заметил, что сам является плодом депортации:
"Всех моих предков депортировали, всем моим предкам сломали жизнь. Исторические события заставили их перемещаться в пространстве. Кто-то выжил, кто-то, к сожалению, нет. Но, скажем так, лично я не могу взять машину времени и отменить это событие. Тогда я на свет не появлюсь. Мой отец в ссылке в Казахстане родился. И если я отменю высылку чеченского народа, то тогда я на свет не появлюсь. Поэтому, конечно, я изучаю по мере возможности историю этих событий, смотрю на них, провожу параллели и с ужасом сердца кричу на каждом углу: "Люди, остановитесь! Почему вы сейчас депортируете людей из Латвии? Вы же повторяете то, что нанесло травму вам".
"Всех моих предков депортировали, всем моим предкам сломали жизнь. Исторические события заставили их перемещаться в пространстве. Кто-то выжил, кто-то, к сожалению, нет. Но, скажем так, лично я не могу взять машину времени и отменить это событие. Тогда я на свет не появлюсь. Мой отец в ссылке в Казахстане родился. И если я отменю высылку чеченского народа, то тогда я на свет не появлюсь. Поэтому, конечно, я изучаю по мере возможности историю этих событий, смотрю на них, провожу параллели и с ужасом сердца кричу на каждом углу: "Люди, остановитесь! Почему вы сейчас депортируете людей из Латвии? Вы же повторяете то, что нанесло травму вам".
Как говорит Дэги, в Латвии сложилась парадоксальная ситуация: люди, которые не пострадали от оккупации, мстят тем, кто не принимал в ней участие.
"Сегодня Конституционный суд Латвии, по сути дела, оправдывает то, что происходит с высылаемыми гражданами Российской Федерации из Латвии. Иезуитски выворачивает наизнанку, как будто бы, вот посмотрите, у нас вот такие вот законы приняты, они им не соответствуют. Но как же так? Мы же по букве закона. По букву закона это здорово, не забывайте, что все эти санкции коснулись людей, которые вообще-то родились в Латвии и были перед этим либо гражданами, либо не гражданами страны. То есть имели стойкую, прочную связь с этой землей и поменяли гражданство ввиду каких-то личных обстоятельств", – отмечает собеседник.
У нас теперь должно быть единое мнение?
Что касается статьи о разжигании розни, которую пытаются приписать Дмитрию Матаеву, то тут вообще очень интересная картина вырисовывается. Традиционно разжигание находят в словах русских людей, а латышей, того же Арманда Пуче, который сравнил всех русских со свиньями, тронуть не посмели. Или другого политика, который сравнивал русских со вшами.
"Я считаю, что латвийские законы допускают право человека на свободу мысли и свободу слова. Человек должен нести ответственность за то, что он сказал, за то, что он сделал, но человек должен иметь возможность рассуждать и получать реакцию общества на эти рассуждения. У человека не должно быть самоцензуры. Почему кто-то решил, что я не имею права рассуждать о целесообразности переименования улицы Пушкина, например? Кто сказал, что я не имею права об этом рассуждать? Почему?", – задается вопросом Дэги.
И продолжает: "Почему вы молча принимаете то, что с вами делают?"
Самое удивительное, говорит он, что история повторяется в виде фарса и заставляет улыбнуться.
"То, в чем мы обвиняли, так сказать, проклятый "совок", избавляясь от его наследия, например, в навязывании единого общего мнения. Но мы к этому вернулись. У нас теперь должно быть единое мнение. Аргументация, что Диму арестовали, но он сам наговорил себе статей, он что, не знал, что говорить нельзя, надо следить за словами, не лезет ни в какие ворота. Люди, вы прямо голосуете за то, чтобы у нас был железный занавес, у каждого на глазах шоры, на голове металлическое забрало, чтобы мы видели только исключительно пункты закона о госязыке и была небольшая щель для кормления. Но так нельзя!", – добавил Караев.