РИГА, 18 апр — Sputnik. Угроза потери тысяч рабочих мест, нехватка газа, закрытие сообщения с Азией, проигрыш в конкуренции с соседями — такую картину на случай прекращения сотрудничества с РФ рисуют латвийские бизнесмены, которые еще продолжают импорт и перевозку товаров из соседней страны. Их ответы приводятся в публикации Re:Baltica списка крупнейших импортеров, который, по замыслу, должен был опозорить жадных и "непатриотичных" бизнесменов, а на деле выявил плачевное состояние латвийской экономики.
Крупнейший импортер российских ресурсов в Латвии — компания Transit Service Agency (TSA), предприятие-посредник, которое организует грузоперевозки, находит место для хранения товаров и занимается таможенными процедурами, говорится в материале. За два года эта компания ввезла в Латвию товаров и сырья на сумму не менее 335 млн долларов.
TSA оказывает услуги одному из трех крупнейших предприятий Лиепайского порта — Liepāja Bulk Terminal, основным видом деятельности которого является транзит зерна и других сельскохозяйственных товаров. На эти товары приходится половина грузов в Лиепайском порту, говорит председатель правления предприятия Юрис Матвеев.
"Если бы границу резко закрыли, и мы говорим не только о России, но и о Центральной Азии, то для Лиепаи это означало бы по крайней мере 1000 рабочих мест, которые связаны с портом, — поясняет руководитель порта Улдис Хмиелевскис. — Для нас это будет практически второй Liepājas metalurgs (металлургический завод, обанкротившийся из-за высоких цен на электроэнергию после введения компонента обязательной закупки "зеленой" электроэнергии - ред.)".
Матвеев, комментируя ввоз зерна из РФ, заявил, что прямых договоров с Россией нет. Из 2,5 млн тонн зерна и другой продукции, которые за год переваливает терминал, в Латвии за два года хорошо если осталась 1000 тонн, а остальное отправляется далее европейским и американским потребителям. Владельцы инвестировали в терминал 50-70 млн евро, на предприятии работают 374 жителя Лиепаи, а налогов в прошлом году заплачено на 5,8 млн евро. Не повезут лиепайчане - повезут другие. Российское зерно, например, закупает второй по величине трейдер в США. "Все зарабатывают на этой войне. Не будьте наивными", - сказал Матвеев.
"Больше всего нас беспокоит неизвестность и отсутствие решений - это будет стоить столько и столько. Вы же видите, какие идут дискуссии. Нет никаких вопросов: от этого направления нужно отказаться. Надо так надо - мы не против, но на это требуется несколько лет, - говорит Матвеев. - Но почему мы не говорим о том, что с тех пор, как пять лет назад в портах начался спад и было ясно, что грузы уходят в российские порты, мы ничего не сделали, чтобы наладить внутренние перевозки по железной дороге? Сколько уже министров сменилось, а дальше разговоров дело не пошло".
Он пояснил, что автотранспортный транзит обходится в 50 центов, а железнодорожный - в 2,5-3 евро за тонну. "Что реально было сделано для того, чтобы хотя бы внутри страны мы могли перевозить грузы зерна из Латгале по железной дороге? Ничего, а я как предприниматель теперь должен ответить, что переориентируюсь в течение дня. Так какова же наша цель? Отказаться и ничего не делать или критиковать тех, кто продолжает работать и думает, как переориентироваться?" - сказал Матвеев.
В свою очередь импортер газовых баллонов и автогаза - компания Latvijas propāna gāze заявила, что ввозит сжиженный нефтяной газ из России, но только 28% остается в Латвии, а остальное идет в Польшу, Литву, Эстонию и Украину. Компания отказалась уточнить, у каких российских нефтеперерабатывающих заводов она закупает продукцию, но указала, что старается закупать больше продукции на Мажейкяйском заводе и рассматривает альтернативные варианты поставок из Казахстана, Норвегии, США, а также танкерных перевозок.
Причина? В декабре 2024 года вступит в силу запрет ЕС на импорт сжиженного нефтяного газа. Тогда и будет прекращено сотрудничество с Россией, которое предприятие надеется компенсировать сжиженным нефтяным газом из Казахстана, первую партию которого планируется импортировать в этом месяце.
"Главная проблема заключается в том, что пока невозможно заменить объемы российского нефтяного газа. (...) Прекращение сотрудничества с Россией означает отказ от возможностей транзита по российским железным дорогам, по которым также перевозятся товары из Казахстана, Китая и других стран", - заявили в компании.
Это приведет к дефициту нефтяного газа в латвийской экономике, что, в свою очередь, создаст летом и осенью проблемы для зерносушилок, работающих на нефтяном газе. Отказ можно было бы компенсировать за счет танкерных поставок, но быстро это не произойдет. Поэтому следует обсудить возможность сотрудничать с Россией для сохранения транзита по железной дороге.