РИГА, 15 апр — Sputnik. Насколько эта реформа действительно будет радикальной – это откроется со временем, но пока, насколько можно понять по итогам пресс-конференции Эвики Силини, речь идет о планах уменьшить число членов правления и советов этих самых предприятий, пишет газета "Сегодня".
Подработка и еще подработка
Мы уже неоднократно обращали внимание на кормушку, которую устроили себе многие руководители (члены правления и советов) госпредприятий. Некоторые особо наглые и одаренные функционеры умудряются работать сразу в двух-трех советах или одновременно на госпредприятии или муниципальном предприятии и в частном бизнесе. Как возможно все это совмещать и успевать?
Во-первых, система устроена таким образом, что члены совета могут на работе как бы и не появляться – кроме обязательных собраний и совещаний (пару раз в месяц), но это не мешает им получать ежемесячное вознаграждение. Критерии отбора на данные должности очень размыты, ответственность членов совета на порядок ниже или даже она весьма условная, в отличие от членов правления, которые осуществляют реальное управление.
Красиво жить не запретишь, а если попробовать?
Впрочем, размытые полномочия не мешают членам совета, еще и совмещая эту работу с подработкой (подработками), получать очень даже конкурентоспособное жалованье. Отдельные особо одаренные функционеры таким образом умудряются в месяц зарабатывать по 10–14 тысяч евро на руки! То есть зарплату, которой бы позавидовали многие топ-менеджеры больших компаний, реально зарабатывающие деньги за счет продуманного бизнеса, в условиях жесткой конкуренции, а не за счет бюджетных и европейских ассигнований и пользуясь зачастую монопольным положением предприятия.
Теперь премьер "грозится" повысить требования к управленцам и больше привлекать специалистов европейского уровня – со знанием иностранных языков или, точнее, официальных языков стран ЕС. Очевидно, что иностранцев можно будет привлекать скорее на работу в совет, нежели в правление, поскольку для работы в правлении необходимо владеть госязыком на высшую категорию. Или придется менять закон.
По-прежнему актуален вопрос, а нужны ли нам на госпредприятиях советы? Может, стоит вернуться к посткризисному времени – с 2009-го по 2013-й, – когда советов не было? Правления в этом случае могут напрямую подчиняться держателям капитала – руководству министерств и исполнительным директорам самоуправлений соответственно. Это сэкономит средства, упростит вертикаль власти, и ответственность более не будет размыта.
Биржа как толчок к переменам
Так или иначе, но подобная реформа назрела и даже перезрела. Безусловно, толчком к ней послужило не только и не столько желание "умерить аппетиты" тех, кто дорвался до кормушки, сколько необходимость навести порядок в управлении из-за планов правительства начать котировку акций государственных и крупных муниципальных предприятий на бирже.
Понятно, что инвесторы уж точно не захотят кормить этих, простите, зажравшихся функционеров. Чтобы предприятие было привлекательным в глазах будущих акционеров, пусть и миноритарных, оно должно иметь действительно профессиональных управленцев.
Подобраться к чиновникам
Справедливости ради заметим, что это не единственная административно-управленческая реформа, которую затеяла премьер. Так, запущен, правда, пока весьма медленно, процесс уменьшения бюрократической нагрузки в разных сферах – начать власти решили с упрощения регулирования всего, что связано с недвижимостью (проект строительства, утверждение проекта, различные требования по строительству и согласования…).
Но ясно, что нужна "дебюрократизация" и в других сферах – в частности, давно пора сократить срок ответа на запросы и вопросы физических и юридических лиц. Оптимальный срок должен был быть 10 рабочих дней. И лишь в редких случаях, когда требуется какая-то дополнительная проверка, – 20 рабочих дней, а не минимум месяц, как сейчас.
Нужна другая реформа!
Все это, конечно, хорошо, но… явно недостаточно! Уже давно нужно было властям решиться на сокращение госуправления – такое количество клерков при постоянно уменьшающемся населении и повышающемся уровне компьютеризации, когда уже задействован и искусственный интеллект, Латвии точно не нужно. Скажем даже больше – такой госаппарат оставшимся жителям уже не потянуть! Можно спорить о том, следует ли сократить госаппарат на 30 процентов, как предлагает оппозиция, или, для начала, на 10–15 процентов, но главное – начать! Сделать первый шаг!
Фактически на такие масштабные реформы у правящих совсем мало времени – около полутора лет. Потом начнется уже предвыборная кампания в Сейм и страх правящих обидеть значимую долю электората – чиновников. Сокращение госаппарата позволит высвободить десятки миллионов евро – особенно если власти решатся и на объединение ряда министерств. Именно такая реформа необходима сегодня Латвии, а не какие-то косметические изменения.