РИГА, 9 апр — Sputnik. Подземные переходы в центре столицы – привычные и удобные пути, по которым передвигаются тысячи тысяч рижан и гостей столицы. Например, подземные переходы на улице 13 Января – у Центрального вокзала и автовокзала – здесь всегда людской поток, пишет Press.lv.
Вот еще бы построили туннель на перекрестке улицы Меркеля и Марияс, говорят рижане, - сколько бы времени сэкономили. А то жди светофор на одной стороне, потом переходишь через Марияс и еще ждешь, а дальше к Origo – опять ожидание. И идти надо быстрее, иначе можешь застрять на островке посреди мчащегося транспорта.
Туннель на улице Гоголя, закрытый на время строительства нового железнодорожного вокзала и, как думалось, Rail Baltica, тоже помогал быстрее и безопаснее пройти от вокзала на базар. Это важно, в том числе для жителей районов, приезжающих в Ригу за покупками.
Вопрос безопасности
Рижане могли бы назвать немало мест, где не помешал бы подземный переход - и для пешеходов, и для водителей автотранспорта. Например, на перекрестке улиц Калнциема и Слокас. На Кипсале же есть, и здесь бы не помешал. У Агенскалнского рынка...
В свое время планировалось построить подземный переход на улице Бривибас между ВЭФом и вагоностроительным заводом. Там оживленное движение, остановки общественного транспорта, и сотни людей, работавших на обоих заводах, с утра до ночи переходили через дорогу.
Такой же туннель планировался и на пересечении улицы Гагарина (Ропажу) и Ленина (Бривибас гатве). Здесь на обоих сторонах дороги располагались корпуса производства будущего – "Альфы". Ныне это большой торговый центр. А еще 30 лет назад тысячи людей ездили сюда на работу.
Подземные переходы могли быть построены и в других особо многолюдных местах: напротив магазина "Минск" (ныне оставшегося без старого имени), Дома мебели в Пурвциемсе, на кольце ранее 6-го трамвая (ныне 1-го) на Югле.
Это нужно было для безопасности пешеходов, которые в этих местах переходили дорогу к остановкам общественного транспорта, предприятиям, магазинам. Да и водители автотранспорта и общественного транспорта на таких участках чувствовали бы себя спокойнее.
Сегодня проблема безопасности на дорогах столицы стоит еще острее: много автотранспорта, велосипедисты, электроскутеры, - но вопрос о городских туннелях стоит ровно наоборот.
Пугают, выгоды не приносят
Сегодня столичные туннели выглядят пугающе. Так, на улице 13 Января - закрытые или заколоченные двери бывших лавочек, разрисованные неумелой рукой стены, запахи испражнений, отдыхающие на ступеньках местные алкаши и бомжи.
Вот прилетает в Ригу отдохнуть и полюбоваться нашими достопримечательностями господин из Европы, выходит из 22-го автобуса у Stockmanna, спускается в туннель, чтобы попасть в Старую Ригу и занять номер в одной из наших замечательных гостиниц, а там... хмуро, грязно, воняет. Быстрей на воздух! Вот ты какая, Рига, думает господин.
Может быть, городским властям стоило бы направить в туннели работников с ведрами и щетками, чтобы отмыть полы и стены этих подземелий, и в течение дня поддерживать там порядок и чистоту? Назначить ответственного из своей многочисленной братии, а полиции чаще наведываться в подобные места.
Но в Рижской думе смотрят не в грустное сегодня, а в радостное завтра. Недавно главный дизайнер Риги Эвелина Озола озвучила идею о том, что в долгосрочной перспективе город планирует вообще отказаться от подземных переходов. Одна из причин, как видно, - отсутствие материальной выгоды для города.
Многие помнят, что еще несколько лет назад туннели в центре столицы были своего рода торговыми центрами. Здесь размещались десятки торговых точек: пирожки и кофе, бакалея, шапки и шарфы, сумки, книги и календари, бижутерия, сигареты, ремонт часов и мобильников, обмен валюты... Здесь шла борьба за аренду ячейки.
Потом Центральный рынок скукожился, ларьки стали закрываться один за другим, торговля перешла в торговые центры. Но уличная торговля – это отдельный вид коммерции, который имеет своих почитателей. К сожалению, у нас он сошел на нет и оживает только во время праздников в виде ярмарок, но там дорого и специфично...
Главный дизайнер города считает, что времена изменились и эти торговые точки, созданные в 1990-х и начале 2000-х годов, теперь уже не привлекательны для торговцев, которые переехали в более подходящие помещения. Лавки закрыты, мешают видимости, и, как отметила г-жа Озола, их лучше всего ликвидировать и оставить только там, где ведется или может вестись торговля.
Вспомнилась судьба навесов на остановках общественного транспорта, которые в свое время установила рекламная фирма и получала доходы от размещенной на них рекламы. В 2021 году кто-то из Рижского самоуправления забыл с ними продлить договор - и жители три года мокли на остановках, пока сейчас не стали устанавливать новые павильоны.
Доживем до 2030-го
Но столичные чиновники архитектуры и дизайна не верят в темные туннели, а верят в светлое будущее. В процессе проектирования Rail Baltica создан план инфраструктуры, связанной с проектом, который предусматривает, что все пешеходные переходы будут наземными, поэтому людям больше не придется перемещаться по туннелям.
Представляя идею красивого города будущего (кто ж против нее!), наши градостроители планируют, что пешеходы будут ходить через дорогу и все пешеходное движение будет организовано на поверхности. Сами же туннели будут использоваться для других нужд, например, туннель на Гоголя – как стоянка для велосипедов. Но это не раньше 2030 года и после него, это долгосрочный план.
Но, судя по тому, как нервно строится Rail Baltica, как отложен пуск обещанного метробуса, не исключено, что до привычных рижанам туннелей не дойдут руки нынешних преобразователей. Ну и хорошо, может быть.
Ведь закрыть туннели - это значит или пешеходам летать по воздуху, или автотранспорту. Или всем ждать своего зеленого сигнала светофора, или городу строить мосты через оживленные перекрестки. В Саркандаугаве в прошлом году построили такой пешеходный мост через железную дорогу, на который подняться затруднительно.
Отсылки в будущее характерны для нынешней думы столицы. Это удобно: сегодня красиво обещаем, а завтра, если будет другая дума, пусть с нее и спрашивают.
А вот слова главного дизайнера о том, что, пока проект RB не реализовали, нужно привести в порядок ту среду, которая уже есть, рижане приветствуют. Если это не слова на публику, как сейчас принято в кругах власти.
Его называли "раздевалкой"
И в других районах столицы подземные переходы выполняют свои функции. Например, туннель, соединяющий улицу Гертрудес и Даугавпилс, – под железной дорогой. Старожилы помнят, как в свое время стояли перед переездом, ожидая, пока промчится поезд.
Район этот с 50-х годов прошлого века считается стремным (впрочем, как и весь Московский форштадт). В туннель прохожие спускались, дождавшись, пока еще кто-то надежный туда идет. Потому что это было криминальное место. Называли его "раздевалкой".
Туда можно было войти в шапке и пальто - а выйти без них. Одежда тогда была дефицитом: шапки-ушанки из кролика, именуемые в народе "пыжиками", зимнее пальто с меховым воротником стоило две месячные зарплаты, а нейлоновые куртки, дубленки, шубы – вообще дефицит за гранью. Да и простые механические часы были хорошей добычей.
При прошлой думе исполнительная дирекция Латгальского предместья оборудовала туннель видеокамерами, озаботилась дизайном стен, отремонтировала дождевые стоки - и туннель приобрел цивилизованный вид.
Еще с начала 2000-х каждая столичная власть обещала построить новый туннель под железной дорогой – для автотранспорта. Чтобы из Кенгарагса не ехать, например, на улицу Авоту, Валмиерас через вокзал или набережную. Но проект все откладывался, а теперь алчущие и вовсе оставили надежду.