РИГА, 1 апр — Sputnik. Из Латвии сбежали по крайней мере пять осужденных за шпионаж, это стало возможным после того, как суд решил освободить их под залог.
Сейчас известно по меньшей мере о пяти сбежавших заключенных, утверждает Латвийское телевидение. Последний известный случай — исчезновение Валентина Фролова, который был приговорен к четырем годам заключения по обвинению в шпионаже в пользу РФ, но позже был освобожден под залог в 30 тысяч евро.
Председатель парламентской комиссии по национальной безопасности Айнарс Латковскис ("Новое Единство") по этому поводу заметил: "Это обсуждалось, скажу открыто, на Совете по национальной безопасности, которым руководит президент, и там было четко отмечено, что судьям нужно специальное обучение. Где эти люди живут? Неужели они не следят за тем, что здесь происходит?!"
У судей и следователей нет единого понимания
Председатель Верховного суда Айгарс Струпишс пояснил, что в законе указаны три основания, при которых применяют арест: риск, что человек будет мешать расследованию, риск, что он совершит новое преступление, риск, что избежит суда и расследования.
"Чтобы обосновать одну из этих трех причин, нужны определенные факты, доказательства, аргументы. Есть разногласия о том, какими фактами это лучше доказывать, какой факт годится, какой нет. Предусмотрено сблизить представителей двух институтов (каждый из которых должен оставаться в рамках своих функций), чтобы прийти к единому методологическому пониманию", — сказал Струпишс.
"Когда есть критика, начинаешь смотреть, что там было за основание. Я взял несколько решений судей, посмотрел несколько дел, ходатайств об аресте, сложил одно с другим, и проявились разногласия. Это отправная точка, чтобы прийти к единой методологии, чтобы и одни могли качественно делать свою работу, и другие", — продолжил председатель Верховного суда.
Сейчас организуется рабочий семинар, на котором предполагается эту единую методологию освоить: работники СГБ будут учиться лучше аргументировать основания для ареста, а судьи — оценивать такие дела.
"Например, какие факторы должны иметь больший вес, какие меньший, какой аргумент более убедителен, какой менее, — пояснил Струпишс. — Судья должны видеть в том числе и геополитическое поле, поскольку речь идет о степени угрозы для государства и общества. Эту степень можно оценить".
Сейчас в судах находится 24 дела о преступлениях против государства, в том числе о шпионаже, о нарушении европейских санкций, об оправдании военных преступлений. Впрочем, поскольку эти преступления сделаны до вступления в силу упомянутых поправок, наказания за них будут в соответствии со старой редакцией.