РИГА, 1 апр — Sputnik. Сам процесс вхождения или присоединения Латвии к ЕС занял почти 9 лет — именно столько прошло времени с момента подачи официальной заявки о желании вступить в ЕС. Это случилось в 1995-м, а через два года Брюссель запустил процесс переговоров и подготовки к вступлению, пишет газета "Сегодня".
В сентябре 2003 года, когда решение о расширении ЕС уже было принято, состоялся референдум, на котором за вступление Латвии в ЕС высказались 66,97% граждан ЛР, имеющих право голоса. Явка составила 71,49%.
Историческая ратификация договора о присоединение к ЕС прошла спокойно и без дискуссий: 30 октября 2003 года 87 голосами "за" при четырех "против" и двух "воздержавшихся" договор был ратифицирован 8-м Сеймом.
Спустя же месяц после официального вступления Латвии в ЕС, в 2004 году, наши политики впервые баллотировались в Европарламент. Таким образом, выборы в ЕП, которые пройдут 8 июня сего года, станут тоже юбилейными.
Прогнозы евроскептиков и еврооптимистов
Двадцать лет довольно большой срок, который позволяет сделать уже существенные выводы о всех приобретениях и потерях от членства в ЕС. И сам процесс присоединения к ЕС и первые годы членства в ЕС сопровождались различными мифами, которые распространяли и евроскептики, и еврооптимисты.
Еврооптимисты действительно считали, что вступление Латвии в ЕС сотворит чудо — в страну просто хлынут инвесторы, создавая хорошо оплачиваемые рабочие места, а европейские деньги (еврофонды) в кратчайшие сроки поднимут в Латвии уровень жизни.
В свою очередь, евроскептики пугали потерей всякой независимости Латвии — мол, страна даже "косметическое" решение не сможет принять без согласования с Брюсселем.
Обе стороны ошиблись в своих предсказаниях. Какова же реальность?
Начнем с плюсов членства Латвии в ЕС: на каждый уплаченный в общий бюджет ЕС один евро возвращается назад из ЕС аж 4 евро.
Если бы не европейские фонды, то главные государственные дороги выглядели бы примерно так, как выглядят, увы, все еще локальные (местные) дороги. Еврофонды позволили улучшить инфраструктуру больниц, других медицинских учреждений, улучшить экологическую ситуацию. Единые европейские стандарты защитили потребителей, укрепили, при всех недостатках, основы правового государства.
И это не вина Евросоюза, что Латвия, к примеру, не в состоянии эффективно использовать средства ЕС, выделяемые на реализацию крупных проектов. Самый яркий пример — проект века Rail Baltica. Только в этом и следующем годах Латвии будут доступны из двух еврофондов почти 3 миллиарда евро.
Пандемия эмиграции
Конечно, вхождение в единый евросоюзовский рынок позволило значительно увеличить экспорт, дало множество других преимуществ единого свободного рынка. Но были и "побочки", причем очень даже серьезные.
Так с момента вступления Латвии в ЕС Латвия потеряла порядка 300 тысяч жителей — за счет трудовой эмиграции, то есть переезда жителей на учебу и работу в ЕС.
Это было практически неизбежно, учитывая разницу в зарплатах и возможностях между Латвией и странами Старого Света. Реальность такова, что и сегодня происходит отъезд работоспособного населения в более богатые страны ЕС — этот процесс замедлился лишь во время ковидной пандемии. Да, эмиграция уже не имеет таких масштабов, как после вступления Латвии в ЕС или после кризиса 2009 года, но сам продолжающийся отток населения свидетельствует о том, что никакого рывка в экономическом развитии за последние 4—5 лет не произошло.
Увы, и сегодня, через 20 лет членства в ЕС, Латвия занимает одно из последних мест в Евросоюзе по уровню жизни и по ряду других ключевых показателей. Стоит ли в этом винить Евросоюз? Лишь отчасти — все-таки основная вина лежит на доморощенных политиках.
Не оправдались надежды части латвийцев на то, что Евросоюз каким-то особым образом защитит, например, нацменьшинства. Брюссель практически не вмешивается в правозащитные темы — за исключением каких-то фундаментальных вопросов. Например, в случае наступления на независимость судебной власти, как это имело место в Польше при предыдущем правительстве. Все-таки вопросы прав нацменьшинств относятся к компетенции больше Совета Европы, а ЕС, прежде всего, экономический союз.
Альтернативы нет
Будем реалистами: никакой альтернативы Евросоюзу у Латвии не было.
Во-первых, расширение ЕС за счет стран Балтии было общим, политическим процессом, и было бы странно, если бы Латвия из него "выпала".
Во-вторых, Евросоюз является крупным экономическим образованием.
Понятно, что Евросоюз, чтобы оставаться глобальным игроком, должен меняться — меньше бюрократии, меньше популизма в виде зеленого курса. Но ясно одно: Латвии Евросоюз нужен и будет нужен еще долгие-долгие годы.
К тому же многие латвийские политики считают, что Брюссель мог бы еще больше "вмешиваться" в политику стран — членов ЕС — например, в социальные вопросы, вырабатывая единые стандарты минимальных пенсий и пособий.
Дисбаланс в Евросоюзе по-прежнему очень существенный: размер пособия в богатых странах ЕС больше, чем средняя зарплата в той же Латвии. И это через 20 лет членства в ЕС.