РИГА, 1 апр — Sputnik. Латвийский спорт трясет, он находится в зоне турбулентности, потому логично, что кто-то не выживет, кого-то мы потеряем даже из числа олимпийских видов. Громче всего о грядущей катастрофе кричат как раз бобслеисты. И их можно понять, пишет спортивный журналист Владимир Иванов на Rus.LSM.lv.
Спортивное сообщество Латвии сейчас лихорадит – идут процессы реорганизации и реструктуризации, то есть сокращений и объединений (что в итоге будет с Латвийской спортивно-педагогической академией - непонятно). Делятся деньги и должности, то есть власть. Обстановка нервная и непонятная для многих.
Накануне с первой попытки участникам Конгресса ЛОК (Латвийский олимпийский комитет) не удалось внести изменения в статус этой организации и объединить ее с Латвийским советом спортивных федераций (ЛССФ), но понятно, что этот процесс запущен (фактически речь идет и ликвидации ЛССФ), и его уже не остановить.
Как себя чувствует руководство сборной Латвии по бобслею, ее тренеры и сами спортсмены, которых, кажется, в сложившейся ситуации не сможет спасти даже второе место в общем зачете Кубка мира квартета Эмилса Ципулиса, или же победы над вечными конкурентами немцами плюс те олимпийские медали, которые они регулярно брали с 2014 года, или, в конце концов, славные традиции, о которых все осведомлены, я надеюсь?
Что они чувствуют при той ядовитой и неблагодарной атмосфере, которая возникла вокруг бобслея после введения новой модели финансирования латвийского спорта, предложенной в начале года министерством науки и образования и позже утвержденной Национальным спортивным советом во главе с премьером страны Эвикой Силиней?
Бобслей – технический вид спорта, но отнюдь не дорогой, как принято считать. Во всяком случае, из зимних он один из самых дешевых, так как не обладает базами в спортивных школах, программами или какими-то специализированными классами.
Однако бобслей не входит в число приоритетных видов спорта в стране, поэтому на более-менее сносное финансирование со стороны государства в ближайшей перспективе рассчитывать ему не приходится. Чем все это грозит? А тем, что даже открытые письма с просьбой о помощи и пожертвованиях писать будет поздно.
Да, сегодня еще нет никакой катастрофы, и на ближайших зимних Играх-2026 в Италии экипажи Эмилса Ципулиса и Екабса Календы выступят. По крайней мере, такие планы есть. А вот что дальше – это загадка.
При этом бобслей не самый популярный в мире спорт, для Латвии - особенный. Нельзя забыть инженера и тренера Роланда Упатниекса, его первых воспитанников, первые бобслейные сани, сделанные на ВЭФе, первые победы, когда на пустом месте он за четыре года слепил олимпийскую команду, которая быстро стала приносить советской сборной медали.
В марте Лиепайский театр поставил постановку Регнарса Вайварса под названием "Ракеты латышей". Это не просто история о том, как полвека назад начинался латвийский биатлон, это спектакль о патриотизме и мужественности без банальностей и штампов, о судьбах увлеченных до мозга костей людей.
Куда сегодня летят латвийские бобслейные экипажи: в пропасть или к олимпийским медалям – вопрос.