РИГА, 26 мар — Sputnik. Все больше жителей литовских регионов жалуются на исчезновение автобусных маршрутов, уменьшение количества автобусов и ухудшение связи с городами, сообщает LRT.
Расейняй - город в центре Литвы с, казалось бы, идеальным транспортным сообщением: всего в нескольких километрах от него находится главная транспортная артерия страны - автострада Вильнюс - Клайпеда. Но местные жители говорят, что не ощущают всех этих преимуществ, когда им приходится идти на автовокзал и искать автобус, чтобы добраться до ближайшего крупного города.
"С началом пандемии сильно сократились междугородние рейсы, и возможности добраться до Каунаса практически не осталось. После пандемии прежние маршруты не только не вернули, но и сократили", - говорит Антанас.
В Расейняе и его окрестностях много пенсионеров, у которых нет машины, поэтому они полностью зависят от общественного транспорта.
"Самое главное для нас - добраться до поликлиник. Дороги нет, а нанимать такси очень дорого. <...> Если я еду от вокзала до поликлиник, нужно заплатить 50 или 60 евро. Если у меня есть группа инвалидности и мне нужно заплатить всего шесть евро, чтобы добраться до клиники, это очень большая проблема", - говорит Ольга.
Литовская администрация безопасности транспорта, отвечающая за междугородние перевозки, утверждает, что автобусы, наиболее удобные для жителей Расейняя, больше не ходят, потому что нет пассажиров.
"До пандемии пассажиропоток между Расейняем и Каунасом составлял около четырех тысяч человек. Это, наверное, самое удобное время для людей, которые едут на работу, то есть утром из Расейняя и вечером возвращаются в Каунас. После пандемии осталось всего несколько десятков пассажиров", - объясняет Виргиниус Чишкаускас, представитель Администрации безопасности транспорта Литвы.
В последние годы автобусные маршруты и поездки и, конечно, количество людей, путешествующих на автобусах, резко сократились по всей Литве.
"Пандемия сильно ударила по нам. 35% пассажиров не вернулись в общественный транспорт, в междугородний транспорт в городах, в пригородах", - говорит Довиле Суетайте из Ассоциации самоуправлений Литвы.
Все сходятся во мнении, что главный виновник этой ситуации - пандемия и карантинные ограничения. Но так ли это на самом деле?
Вторая волна карантина закончилась 1 июля 2021 года, но количество автобусных маршрутов в регионах продолжало сокращаться. В декабре 2021 года в Литве насчитывалось около 320 автобусных маршрутов и более 900 автобусов. Всего через год, в январе 2023 года, осталось только 250 маршрутов и 650 автобусных рейсов.
"Сами перевозчики также не дадут соврать, что им разрешили приостановить некоторые маршруты после пандемии. К сожалению, большое количество маршрутов просто не было возобновлено перевозчиками, вот и сложилась такая ситуация. Просто и количество маршрутов, и количество рейсов не вернулись к уровню, который был до пандемии", - говорит Миндаугас Тарнаускас, заместитель министра транспорта и коммуникаций.
В прошлом году пострадавшая от пандемии система междугородних перевозок подверглась еще одному испытанию - реформе междугородних автобусных перевозок.
Новый Кодекс дорожного транспорта должен был принести пользу пассажирам. Министерство транспорта и коммуникаций уверяло, что новые требования позволят повысить качество услуг и улучшить сообщение со всеми регионами Литвы. Было обещано, что непривлекательные для перевозчиков автобусные маршруты будут сохранены. К сожалению, произошло обратное.
Нерентабельные маршруты были просто сняты перевозчиками, в результате чего люди остались без транспорта. Новая реформа междугородних автобусных перевозок окончательно отрезала людей от остального мира.
"Наиболее сложная ситуация с транспортом после вступления реформы в силу сложилась в Зарасайском, Висагинском, Игналинском, Утенском, Укмерге, Рокишкском, Купишкском, Шилальском и Шилутском самоуправлениях. <...> В тех приграничных муниципалитетах, которые более удалены от региональных центров, отменен ряд маршрутов", - говорит Суетайте.
Однако министерство транспорта винит перевозчиков - они якобы позаботились о том, чтобы в новом Транспортном кодексе были предусмотрены выгодные для них условия. Согласно кодексу, маршруты не могут пересекаться с другими более чем на 50%. Именно это мешает другим перевозчикам предложить жителям Расейняя более удобный маршрут в Каунас.
"Существует маршрут из Шилале через Расейняй в Каунас, и часть маршрута более чем на 50% примыкает к этому маршруту. Администрация транспортной безопасности, ознакомившись с законодательством, ясно видит, что она не может инициировать такой маршрут", - говорит Тарнаускас.
Жители Расейняя говорят, что им даже не нужны были бы новые перевозчики или маршруты, если бы рядом с автострадой были две дополнительные автобусные остановки. Сейчас людям приходится проезжать лишние 30 километров по автостраде, а потом думать, как вернуться в Расейняй. Проехать это расстояние на такси обходится в десять раз дороже, чем на автобусе до Каунаса.