РИГА, 19 мар — Sputnik. Проект Rail Baltica, как горячую картошку, перебрасывают из одного кабинета в другой, его обсуждают в СМИ, но, как подчеркивает Америкс, политики не хотят говорить о самом главном. "Могу с полной ответственностью сказать, что ни на этот, ни на некоторые другие проекты аналогичного масштаба в Европе дополнительных денег не будет", — сказал политик.
Политик напомнил, что Rail Baltica – не единственный проект, застрявший из-за высокой стоимости. Незакончен горный тоннель, мост через ущелье и другие важные проекты по всей Европе, и всем приходится учитывать, что денег может не хватить. Америкс считает: если министр сообщения не справится, кому-то в Латвии, например, премьер-министру придется взять на себя ответственность и признать, что реализовать все фантазии не удастся.
"Я думаю, что была допущена большая ошибка. Я не знаю, кто в этом виноват, предыдущее правительство или кто-то другой, но на данный момент мы не думаем о строительстве главной линии, мы говорим о той части, которая идет у железнодорожного вокзала, к аэропорту, что-то там копаемся в Пардаугаве. Что об этом говорит Еврокомиссия, в заседаниях которой принимаю участие и я? Налогоплательщики готовы заплатить 12 миллиардов евро за строительство железной дороги, соединяющей страны Балтии с Европой. Это важно. Чтобы обеспечить как гражданскую, так и военную мобильность", — сказал Америкс.
При этом планы, которые не относятся к основной линии, на европейское финансирование могут не рассчитывать. "Поймите, если вы пойдете куда-нибудь пообедать, вы сможете заказать дорогое вино или выпить воды. А мы хотим выпить самое дорогое шампанское — чтобы Rail Baltica пресекала Ригу, чтобы можно было доехать до аэропорта и обратно. Этот счет никто нам не оплатит. Мы начали с другого конца – начали строить железнодорожный вокзал в Риге, денег хватит на три опоры моста, и – все.
Такая же проблема существует и в Литве, где трасса ведет через Каунас, а еще есть некий аппендикс, соединяющий Каунас с Вильнюсом. А правильнее было бы построить основную трассу, а затем уже добавлять излишества", — сказал евродепутат.
Америкс подчеркнул, что Rail Baltica является вопросом национальной безопасности, и важно, что в случае необходимости ее можно использовать и для оказания военной помощи, но и с этой точки зрения путь к аэропорту не приоритет. "В Брюсселе говорят, что приоритетом является завершение строительства к 2031 году. Мы не против, если вы потом построите что-то дополнительно, но за это придется платить из своего кармана", — отметил он.
Проект Rail Baltica предусматривает создание железнодорожной линии европейского стандарта колеи от Таллина до литовско-польской границы, чтобы страны Балтии могли быть связаны с другими европейскими странами по железной дороге с максимальной скоростью движения поездов 240 километров в час.
Rail Baltica включена в Европейскую транспортную сеть (TEN-T), транспортные коридоры которой должны быть введены в эксплуатацию к 2030 году, и страны, в которых реализуются проекты TEN-T, взяли на себя такие обязательства. В то же время ясно, что для завершения проекта до 2030 года предусмотренного в настоящее время финансирования не хватит.
Изначально стоимость строительства латвийского участка Rail Baltica оценивалась примерно в 2 млрд евро. Прошлой осенью уже появились новые данные: железнодорожный проект может стоить в четыре раза дороже – уже около 8 млрд. При этом Rail Baltica запаздывает по многим позициям: и с проектированием, и с отчуждением земли, и с разработкой строительных проектов.
Рижский участок магистрали, проходящий через Центральный железнодорожный вокзал и рижский аэропорт, в настоящее время является наиболее сложным в том числе с точки зрения времени, поскольку расторгнут договор с его проектировщиком, испанской компанией IDOM, а это может задержать строительство еще на два года.
На этом фоне руководство совместного предприятия стран Балтии RB Rail разрабатывает различные сценарии, какие участки проекта можно вычеркнуть на первом этапе реализации. В ходе дискуссии предлагаются варианты, согласно которым к 2030 году будет построена только линия, которая со стороны Эстонии через Саласпилс уходит на Иецаву и дальше в Литву. А соединение с Ригой предлагается создавать уже потом — за счет отдельной железной дороги. Практически все эти сценарии предусматривают отказ от строительства нового железнодорожного моста в Риге.